На площадке СПК в сфере образования состоялся круглый стол по вопросам нормативного закрепления наставничества как профессиональной деятельности

19 мая

СПК в сфере образования при поддержке Академии Минпросвещения России провел круглый стол по вопросам нормативного закрепления наставничества как профессиональной деятельности. Цель мероприятия — повышение престижа наставничества и его институциализация. Среди участников мероприятия представители Минпросвещения России, Национального агентства развития квалификаций, университетов, колледжей, профессиональных союзов, некоммерческих организаций, отраслевых советов по профессиональным квалификациям.

Участники обсудили лучшие практики развития наставничества на рабочем месте, наставничество как эффективный инструмент управления персоналом и знаниями организации, а также возможность разработки профессионального стандарта «Наставник» в различных видах профессиональной деятельности. Председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина, открывая круглый стол, отметила: «Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. В том числе — для выполнения определенной трудовой функции. Профстандарт легитимизирует для организации найм отдельного сотрудника на должность наставника. Сегодня есть все основания для разработки профстандарта «Наставник». Есть практики, в которых наставничество уже является видом профессиональной деятельности. Можно выделить совокупность функций, выполняемых наставником, в отдельную должность. Для того, чтобы быть наставником, как и чтобы быть педагогом, мало быть хорошим специалистом. Нужно обладать особой квалификацией и иметь желание её реализовать».

Заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Алла Факторович рассказала, что в течение пяти лет Национальное агентство развития квалификаций проводит мониторинг взаимодействия работодателей и профессиональных образовательных организаций. «В течение этого времени мы получаем практически идентичный ответ на вопрос о наиболее эффективном способе взаимодействия. Респонденты обеих категорий соглашаются с тем, что это действительно самая эффективная форма. Эти результаты стали импульсом по запуску проекта формирования систем наставничества на рабочем месте. Компании наставничество позволяет сократить издержки затрат на текучесть, ошибки, обучение персонала. Для работников это возможность индивидуальных треков развития». Руководитель Базового центра подготовки кадров НАРК Ольга Клинк в свою очередь подчеркнула: «Одна из важных задач разработки профессионального стандарта — определение цели вида профессиональной деятельности. Цель — это осознанное представление результата деятельности. В случае с наставников сложность в том, что результаты его деятельности — это результаты, которые показывает его подопечный». Михаил Стриханов, председатель Ассоциации высших учебных заведений «Консорциум опорных вузов ГК «Росатом», член СПК в сфере образования, в свою очередь подчеркнул, что наставничество — это вид искусства, поэтому необходимо аккуратно прописать минимальные требования, которые применяются к наставнику.

Анна Макарова, руководитель направления по развитию системы наставничества, производственного обучения и практик ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат», представила опыт развития наставнической деятельности в крупном холдинге. Его основные функции — адаптация, практическая подготовка, отработка навыков на рабочем месте, и развития персонала. Выполняет их наставник без отрыва от своей основной деятельности. Она также отметила, что необходимо развести профстандарты специалиста по набору персонала и собственно наставника. Светлана Козлова, генеральный директор ООО «Завод по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды», член СПК химического и биотехнологического комплекса, поделилась опытом разработки корпоративных профессиональных стандартов «Наставник» и «Мастер-наставник» в рамках реализации Федеральной программы «Профессионалитет». И наставник, и мастер-наставник в первую очередь работают с людьми, с командой, помогая им выстраивать свою траекторию. Они помогают на всех этапах от идеи до запуска проекта, помогают в принятии решений. Юрий Герций, президент Национальной ассоциации профессиональных объединений и специалистов в области труда и социально-трудовой сферы, председатель СПК в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, остановился на актуальности темы наставничества. По его мнению, профстандарт «Наставник» должен быть один, и он должен служить основой для разработки моделей в разных отраслях. Степан Жолован, заместитель директора Центра опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга по взаимодействию с образовательными организациями, рассказал о лучших практиках развития наставничества на рабочем месте на примере судостроительной отрасли.

В ходе последующей дискуссии Вадим Петров, проректор ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», выдвинул предложение: «Нужно построить мост взаимодействия между наставническим образованием и службами фиксирования, отражать через какие-то документы. Если программа наставничества будет реализована вместе с образовательной организацией и представлена в виде программе стажировки, тогда эта программа может отражаться как стажировка в ФИС ФРДО и в университетских дипломах». Александр Мирошниченко отметил, что тема наставничества очень актуальна, поскольку авиация сегодня использует как российский опыт обучения, так и зарубежный, и выразил желание войти в рабочую группу.

Видеозапись круглого стола можно найти в официальной группе СПК в сфере образования

Презентации круглого стола:
Любовь Духанина
Алла Факторович и Ольга Клинк
Светлана Козлова
Степан Жолован