Эксперты Национальной системы квалификаций приняли участие в семинаре-совещании Южного Федерального округа

30 января

Более 250 вопросов о применении профстандартов в сфере образования поступило в адрес СПК в сфере образования от участников семинара-совещания Южного Федерального округа «Применение профессиональных стандартов и независимой оценки квалификаций в образовательных организациях». Эксперты обсудили проблемы использования профстандартов, направления работы по завершению внедрения профстандартов в практику кадровых процессов системы управления персоналом образовательных организаций.

Отвечая на вопросы, председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина подробно остановилась на нормативных основаниях и обязательности применения профессиональных стандартов: «Профессиональные стандарты в случае их утверждения являются обязательным элементом трудового законодательства. Они не только связывают всех участников процесса, кадровое производство, систему управления, охрану труда, делопроизводство и оплату труда, но и обеспечивают социальные гарантии работников. Одна из задач введения профстандарта в организации — защита юридических лиц и руководителей от рисков неисполнения или ошибок».

Духанина пояснила, что для внедрения в организации профессионального стандарта необходимо провести анализ штатного расписания, привести в соответствие с профессиональными стандартами трудовые функции работников в должностных инструкциях, пересмотреть алгоритмы отбора кандидатов, процедуры аттестации, при необходимости организовать обучение сотрудников. «Переход на профстандарты предполагает работу кадровых служб с ключевыми законодательными документами, реестром сведений о проведении независимой оценки квалификаций и федеральным реестром профстандартов, размещенном на портале Минтруда», — отметила председатель Совета.

Участников совещания также интересовал вопрос применения ЕКС и профессиональных стандартов при наличии в них разных требований к квалификации. Председатель СПК пояснила, что работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом отметила, что профстандарт гораздо более подробно, чем ЕКС, раскрывает требования к квалификации директора школы и педагога.

При обсуждении процедуры независимой оценки квалификации Духанина обратила внимание на отличия аттестации, которую проводит работодатель, от независимой оценки квалификации. «Это разные системы оценки профессионального уровня. В результате аттестации присваиваются квалификационные категории: первая, высшая. Сейчас к ним еще добавились категории «учитель-методист» и «учитель-наставник». Категории присваиваются в результате аттестации, которую проводит региональная комиссия. Она сохраняется при переезде в другую область, но продлевать или повышать категорию придется уже по правилам региона проживания. В свою очередь, уровни квалификации определяются по результату профессионального экзамена на соответствие профстандарту, который проводится по единой для всей страны методике. Она утверждена отдельным федеральным законом «О независимой оценке квалификаций». При этом есть успешные региональные практики сопряжения этих процедур. Например, в Красноярском крае учителям, успешно прошедшим независимую оценку квалификации в декабре 2022 года, по результатам профессионального экзамена была присвоена первая квалификационная категория. Это первый такой прецедент в нашей стране», — сказала Духанина.

В мероприятии также приняли участие заместитель министра труда и социального развития Ростовской области Андрей Харахашян, ведущий специалист отдела кадровой работы министерства общего и профессионального образования Ростовской области Марина Лупаносова, генеральный директор АНО «Южное региональное агентство развития квалификаций» Ирина Рыбчинская, заместитель директора ГАУ СО «Центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов» Свердловской области Елена Югфельд, директор АНО «Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов» г. Красноярск Светлана Горностаева.

Мероприятие состоялось 30 января в режиме видеоконференции, его организаторами стали Министерство труда и социального развития Ростовской области, министерство общего и профессионального образования Ростовской области, региональный методический центр, АНО «Южное региональное агентство развития квалификаций», Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования. К трансляции семинара подключились представители Центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, представители образовательных организаций Ростовской, Свердловской областей, Красноярского края.

презентации :
Горностаева С.М. НОК и аттестация педагогов
Духанина Л.Н. Применение профстандартов и системы НОК
Югфельд Е.А. Актуальность и преимущества НОК