Выездное рабочее совещание вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко «Кадры для будущего»

6 марта

6 марта состоялось заседание отраслевой рабочей группы «Образование» в рамках рабочего совещания под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Николаевича Чернышенко «Кадры для будущего» в городе Иннополиса (Республика Татарстан).

В заседании приняли участие Председатель СПК в сфере об образования Л.Н. Духанина и ответственный секретарь СПК в сфере образования А.В. Гайдатов.

Открыл заседание руководитель рабочей группы Заместитель министра просвещения Российской Федерации В.С. Басюк. Он уточнил задачи, стоящие перед группой в части обновления ФГОСов педагогического образования, вызванных скоростью изменений и возрастающей сложностью задач.

Духанина Л.Н. продемонстрировала опыт работы Российского общества «Знание» по разработке и утверждению нового профессионального стандарта «Цифровой куратор» (Консультант в области развития цифровой грамотности населения), созданию инфраструктуры для проведения независимой оценки и рассказала о первых результатах профессионального экзамена, который сдавали школьники, студенты, учителя и преподаватели ВУЗов.

Л.Н. Духанина обратила особое внимание на утвержденные СПК в сфере образования в 2020 году профессиональные стандарты:

-          «Руководитель образовательной организации высшего образования»

-          «Руководитель научной организации»

-          «Научный руководитель научной организации»

-          «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)»

и отметила, что в планах СПК в сфере образования на 2021 год разработка и актуализация профессиональных стандартов:

-          «Преподаватель высшего образования»

-          «Преподаватель СПО»

-          «Преподаватель ДПО»

-          «Руководитель организации СПО»

-          «Руководитель организации ДПО»

-          «Педагог дошкольного образования»

-          «Методист»

-          «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (актуализация)

-          «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (актуализация)

-          «Специалист в области воспитания» (актуализация)

«Традиционно для формирования наименования квалификации и квалификационных требований используется анализ бизнес-процессов организаций. Но уже появился и новый метод формирования наименования квалификации и квалификационных требований на основе анализа больших данных – через анализ текущего запроса работодателей» - отметила Л.Н. Духанина. Использование этого метода представителями Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» позволило в десятки раз сократить время подготовки новых квалификаций и квалификационных требований по профессиям будущего:

-          «Образовательный дата-инженер»

-          «Образовательный технолог (цифровой методист)»

-          «Педагогический дизайнер»

-          «Специалист по машинному обучению»

В настоящее время СПК в сфере образования проводит профессионально – общественные обсуждения вышеуказанных проектов наименований квалификаций и требований к квалификациям, которые размещены на официальном сайте Совета по адресу: https://spkobr.ru/dokumenty/dokumenty-na-obsuzhdenii/ и все желающие могут ознакомиться с ними и дать свои замечания и предложения к проектам заполнив соответствующие формы для сбора экспертных мнений.

Представитель ИТ-отрасли, ответственный секретарь СПК в области информационных технологий, руководитель отдела образовательных программ фирмы «1С» И.В. Кузора высказался об имеющем место дефиците цифровых компетенций у работников разных отраслей, о проводимом в школах России «Уроке цифры» и предложил разнообразить систему мотивации учеников по развитию ИТ-компетенций. Например, победителям и призерам олимпиад по информационным технологиям присваивать дополнительные баллы при поступлении в ВУЗы.

Ректоры педагогических университетов А.В. Лубков, С.И. Богданов рассказали об имеющемся современном опыте при обучении будущих учителей.

«С целью выявления востребованных и анализа появляющихся новых квалификационных требований к работникам, СПК в сфере образования ежегодно проводит мониторинг рынка труда, общероссийские профессионально – общественные обсуждения проектов новых профессиональных стандартов и квалификационных требований, как в офлайн формате в регионах и на федеральных площадках, так и в онлайн формате через сайт Совета spkobr.ru » - сказала Л.Н. Духанина в заключении своей речи и пригласила всех участников рабочей группы к совместным обсуждениям.