В России появится новый профессиональный стандарт «Педагог-психолог»
В новом профстандарте педагога-психолога будет описана деятельность по методическому обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Также в нем появятся трудовые функции по психолого-педагогической помощи обучающимся в медицинских и социальных центрах, сопровождению образовательного процесса в вузах. В ходе круглого стола СПК в сфере образования на площадке МГППУ разработчики обсудили направления профессиональной деятельности педагога-психолога, новые требования к его квалификации и ответили на вопросы собравшихся педагогов и экспертов.
«Педагог-психолог» — один из десяти действующих профстандартов в области образования, закрепленных за нашим Советом. В существующей экосистеме профстандартов он играет важную роль, так как охватывает широкий спектр уровней образования: дошкольное, школьное, дополнительное, среднее профессиональное и высшее», — отметила в своем вступительном докладе председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина.
Необходимость актуализации профстандарта, по ее мнению, связана в том числе с изменениями образовательного законодательства. Так, по сравнению с 2015 годом, когда был утвержден профстандарт, серьезно обновился федеральный закон «Об образовании», были утверждены концепции развития сети психологических служб в вузах и психологической помощи в системе общего образования и СПО, стратегия комплексной безопасности детей до 2030 года.
Президент Федерации психологов образования России Виталий Рубцов подчеркнул важность появления в новом проекте профстандарта дополнительных обобщенных трудовых функций. По его словам, это стало итогом продолжительных и детальных обсуждений в профессиональном сообществе.
О внесении изменений в проект профстандарта по результатам профессионально-общественного обсуждения рассказала проректор по воспитательной и социально-психологической работе МГППУ Олеся Вихристюк: «Во всех трудовых функциях профессионального стандарта «Педагог-психолог» скорректировано описание трудовых действий и уточнены формулировки необходимых умений и знаний. Учтено более 217 замечаний, поступивших от региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования».
Активная дискуссия возникла вокруг понятийного аппарата, используемого в проекте профстандарта. Эксперты обсуждали возможность применения различных терминов для разных ступеней образования. Профессор Высшей психолого-педагогической школы Югорского государственного университета Сергей Гильманов
проанализировал, какие понятия, представленные в профстандарте, могут быть адаптированы и использованы в контексте разных уровней образования — от дошкольного до высшего.
Руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования Российской академии образования Елена Брель акцентировала внимание на обобщенной трудовой функции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования». Брель подчеркнула, что психолого-педагогическое сопровождение играет ключевую роль в обеспечении качественного образования. Оно включает в себя поддержку студентов в учебной деятельности и помощь в преодолении личных и профессиональных трудностей.
В заключение обсуждения Духанина отметила, что актуализация профстандарта педагога-психолога расширяет сферу его применения и является важным шагом к улучшению качества психологической помощи в образовательных организациях. Она предложила обсудить на следующих мероприятиях правовые вопросы деятельности педагогов-психологов в системе образования в контексте профессионального стандарта.