В Просвете состоялась научно-практическая конференция по развитию наставничества
Приоритетные задачи развития и дальнейшие меры по нормативному закреплению института наставничества обсудили эксперты в рамках научно-практической конференции «Наставничество в Российской Федерации: состояние и перспективы». Организаторами конференции выступил Государственный университет просвещения совместно с Советом по профессиональным квалификациям в сфере образования.
Мероприятие открыла ректор Государственного университета просвещения Наталия Наумова, которая подчеркнула значимость уже выполненной работы по разработке методологических подходов и установлению квалификационных требований для наставников. Она отметила, что конференцию по наставничеству целесообразно проводить каждый год, поскольку университет может многое предложить в этой части не только сфере образования, но и реальному сектору экономики.
Перспективы развития наставничества проанализировал первый проректор Государственного университета просвещения Евгений Малеванов. Проведённый мониторинг внедрения системы наставничества среди педагогических работников образовательных учреждений продемонстрировал появление новых инновационных форм и видов наставничества.
Наставничество как отдельный вид профессиональной деятельности имеет ряд экономических преимуществ как для человека, так и для предприятия и государства в целом. Об этом сообщила в своем выступлении председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина.
«В прошлом году в ходе разработки профстандарта «Наставник», в котором принимал участие Университет просвещения, мы много анализировали, какой экономический эффект получали компании, внедряющие практики наставничества. Для новых сотрудников сокращается срок адаптации в коллективе. Повышается производительность труда, снижается число ошибок и простоев, сокращается нарушение технологий, повышается безопасность производственных процессов. И, наконец, наставничество рассматривается в контексте масштабных государственных задач по технологическому перевооружению в сферах медицины, энергетики, беспилотных аппаратов, по повышению производительности труда», — отметила председатель Совета.
Одним из главных аспектов, на который Духанина обратила внимание, является разработка двух проектов квалификационных характеристик: «Наставник в сфере труда» и «Наставник в сфере труда для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья». Обе эти характеристики должны будут содержать специфические для каждой квалификации профессиональные, цифровые, коммуникативные, поведенческие и иные компетенции для оказания помощи в овладении навыками работы.
Заместитель генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций» Алла Факторович
рассказала о развитии наставничества и его институционализации как профессиональной деятельности. В своем выступлении она представила проект квалификации «Наставник», охватывающий все этапы — от проектирования системы наставничества до подготовки наставников.
О проведении межкорпоративного кейс — чемпионата по наставничеству рассказала Генеральный директор АНО «Центр инноваций наставничества» Ольга Белякова. Она подчеркнула, что это соревнование, стало площадкой для обмена опытом и лучшими практиками наставничества между компаниями из разных отраслей.
Ведущий эксперт Управления квалификаций и компетенций Александр Максименко представил результаты исследования эффективного наставничества с позиции учеников и сотрудников. Заместитель министра образования Камчатского края Патимат Омарова в своем выступлении подвела итоги работы Всероссийского сообщества наставников-просветителей за период 2023—2024 года. Она отметила значительный рост числа участников сообщества, расширение географии его деятельности, а также разработку новых образовательных программ для наставников. А директор «Центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов» Фердинанд Хаматнуров, заместитель директора Елена Югфельд и эксперт Елена Ипатова представили доклад, посвященный теории и практике инновационного наставничества на Среднем Урале.
В процессе обсуждения эксперты пришли к выводу, что развитие наставничества и создание четких квалификационных стандартов не только обогатит профессиональную среду, но и окажет положительное влияние на экономику в целом, способствуя созданию более квалифицированной и адаптивной рабочей силы.