В 2022 году независимую оценку квалификации в сфере образования успешно прошли 137 соискателей

2 марта

На заседании СПК в сфере образования 28 февраля были подведены итоги работы Совета за 2022 год. Среди главных результатов — завершение работы над тремя профессиональными стандартами и полноценный запуск процедуры независимой оценки квалификации будущих и действующих педагогов. За год профессиональный экзамен успешно сдали 137 соискателей, сообщила председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина.

«Система квалификаций — основной инструмент повышения качества образования и подготовки будущих работников. В обязанности Совета входят все направления деятельности, необходимые для наращивания системы квалификаций: от мониторинга рынка труда и изучения запроса на новые профессии и квалификации в сфере образования до разработки профстандартов и проведения независимой оценки», — отметила Духанина.

Она рассказала, что в 2022 году Советом была завершена работа над новыми профессиональными стандартами «Руководитель организации отдыха детей и их оздоровления» и «Педагог-дефектолог», а также актуализация профстандарта «Специалист в области воспитания». На данный момент они проходят процедуру утверждения Минтруда России в установленном порядке.

Кроме того, Совет продолжает работу по актуализации профстандарта «Педагог (воспитатель, учитель)» — в доработке находятся проекты «Педагог дошкольного образования» и «Педагог (учитель)». Близка к завершению подготовка профстандартов «Руководитель профессиональной образовательной организации» и «Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования». Идет работа над проектами «Педагог-психолог» и «Педагогический работник высшего образования». Разработка профстандартов осуществляется на основе широкого профессионально-общественного обсуждения, проведения фокус-групп, круглых столов с привлечением представителей профессиональной общественности.

Духанина также отметила результативность работы экспертов Совета по подготовке наименований и требований к квалификациям. В настоящее время профессионально-общественное обсуждение проходят квалификационные требования «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией)» и «Руководитель образовательной организации (управление общеобразовательной организацией)».

«В этом году мы завершили апробацию проведения профессионального экзамена. На основе квалификации «Педагог (учитель)» мы прошли всю технологическую цепочку: разработка квалификационных требований, оценочных средств, отработка процедуры профэкзамена, выдачи свидетельства», — рассказала Духанина.

В течение 2022 года в Центре оценки квалификаций в сфере образования профессиональный экзамен сдали 143 соискателя: 67 из них прошли независимую оценку квалификации в статусе студентов в формате совмещения с государственной итоговой аттестацией. А по направлению работодателя профессиональный экзамен сдавали 76 педагогов. Успешно прошли процедуру НОК 95% экзаменуемых.

Председатель СПК добавила, что в 2022 году Совет разработал модель профессионально-общественной аккредитации и принял участие в работе Евразийской экономической комиссии, подписал ряд соглашений с региональными образовательными ведомствами Также Духанина отметила работу Совета по таким направлениям как экспертиза ФГОС и примерных основных образовательных программ, мониторинг рынка труда и информационное продвижение результатов деятельности СПК в сфере образования.

Еще одним пунктом в повестке дня стало обсуждение документов, регламентирующих деятельность СПК в сфере образования и его рабочих органов. Доклад об этом представила ответственный секретарь СПК в сфере образования Ангелина Волкова.

В 2023 году СПК в сфере образования продолжит работу по утвержденным направлениям деятельности.

«Важнейшим направлением остается разработка профессиональных стандартов, отражающих современные требования и задающих вектор развития квалификаций. Работать в такой логике достаточно сложно, так как ощущается нехватка нормативно-правового регулирования федерального уровня. Тем не менее в текущем году мы собираемся удвоить количество соискателей, сдающих профессиональные экзамены на соответствие требованиям профстандартов. А также в планах Совета определить организацию, которая первой получит статус аккредитующей по группе специальностей и направлений «Образование и педагогические науки», — поделилась планами Духанина.