Три новых профстандарта будут закреплены за СПК в сфере образования

1 Апреля

1.pngЗа Советом по профессиональным квалификациям в сфере образования будут закреплены 

три новых профессиональных стандарта — руководителя дошкольной и общеобразовательной организации, социолога и мастера производственного обучения вождению транспортных средств. Такое решение озвучено на прошедшем 31 марта заседании Совета, которое провела его председатель, руководитель Центра квалификаций и компетенций ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» Любовь Духанина.

Первое в 2022 году заседание открылось докладом Духаниной об итогах прошлогодней работы Совета и планах по дальнейшему развитию системы профессиональных квалификаций в образовании.

«Мы продолжаем наращивать потенциал нашего Совета. По разным направлениям продолжается отбор экспертов, которые подключаются к организованной нами работе. В ней уже задействованы 614 экспертов из дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего образования», — сообщила Духанина в начале мероприятия.

Она рассказала, что за прошедший год удалось существенно расширить пространство профессиональных стандартов в области образования и науки. Утверждены профстандарты «Руководитель образовательной организации высшего образования», «Научный руководитель научной организации», «Руководитель научной организации», «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной и общеобразовательной организацией)».

Еще четыре профстандарта проходят общественно-профессиональное обсуждение. Это «Педагог дошкольного образования», «Руководитель организации отдыха детей и их оздоровления», «Руководитель профессиональной образовательной организации», «Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования». Близка к завершению работа по подготовке профстандарта «Педагогический работник высшего образования». Продолжается разработка профстандартов «Руководитель организации дополнительного профессионального образования» и «Преподаватель дополнительного профессионального образования».

Отдельно Духанина отметила результативность работы, проделанной экспертами Совета в части подготовки квалификационных требований к педагогическим профессиям.

«Когда мы начали работать над квалификационными требованиями к профстандарту педагога, то приняли решение, что они должны характеризовать более современный этап развития учительского труда. Поэтому в них отражены новые юридические реалии — например, допуск к педагогической деятельности студентов. Кроме того, квалификация учителя разбита на подуровни в зависимости от уровня решаемых профессиональных задач», — уточнила Духанина.

2.png

Председатель СПК отметила, что разработка квалификационных требований идет по всем профессиям, по которым имеется разработанный профстандарт. Также совместно с «Ворлдскиллс Россия» и Университетом 2035 подготовлены квалификационные требования к перспективным педагогическим профессиям — образовательному data-инженеру, педагогическому дизайнеру, образовательному технологу и специалисту по машинному обучению. Разработкой новых профессий в рамках Совета будет заниматься отдельная рабочая группа.

Опытом организации и проведения независимой оценки квалификации поделился директор ЦОК СПК в сфере образования Андрей Вильчинский. Он подробно рассказал об организационных моментах процедуры профессионального экзамена, отдельно остановившись на вопросах взаимодействия экзаменационных центров, ЦОК и СПК. Особое внимание им было уделено внедрению автоматизированной системы прокторинга, помогающей подтвердить личность экзаменуемого, исключить использование шпаргалок и помощь посторонних лиц при проведении экзамена. Также Вильчинский представил методику определения стоимости услуг по независимой оценке квалификации в образовании, которую одобрили члены Совета.

Еще одним пунктом в повестке дня стало обсуждение примеров оценочных средств для профессионального экзамена. О разработке экзаменационных заданий для педагогов рассказала директор Московского центра сертификации квалификаций в образовании ГАОУ ВО МГПУ Ольга Айгунова. Она напомнила, что профессиональный экзамен включает теоретическую и практическую части, объяснила используемую разработчиками логику выстраивания заданий, их особенности и привела примеры оценочных средств.  Айгунова уточнила, что принцип формирования экзаменационных заданий учитывает уровень квалификации учителя. То есть сложность экзамена возрастает с каждым уровнем проверяемой квалификации — от уровня 5 до подуровня 6.3.

Также на заседании было принято решение о наделении новых организаций полномочиями экзаменационного центра по проведению независимой оценки квалификации. Ими стали ГАУ Ростовской области «Региональный информационно-аналитический центр развития образования» и Ассоциация некоммерческих образовательных организаций регионов. Эти организации смогли пройти отбор по критериям, установленным СПК в сфере образования. Ряд центров при этом получили отказ, и им были даны рекомендации по устранению уязвимых мест. 

В конце встречи председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина озвучила вопрос о закреплении за Советом новых профессиональных стандартов. Процедура была одобрена членами Совета в отношении профстандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)», разработка которого проходила при непосредственном участии СПК в сфере образования. Кроме того, за Советом были закреплены «Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям» — третий профстандарт в области науки — и профстандарт «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Соответствующие документы будут переданы в Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, который примет окончательное решение о закреплении.

3.png4.png