СПК в сфере образования совместно с ВНИИ труда Минтруда России провел круглый стол для руководителей школ по вопросам применения профстандартов

25 января

Ведущие эксперты национальной системы профессиональных квалификаций — председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина и директор Центра развития профессиональных квалификаций ВНИИ труда Ольга Зайцева — обсудили вопросы применения профессиональных стандартов, процедур и методик независимой оценки квалификаций в кадровой политике школы. Обсуждение состоялось 25 января 2024 года в рамках круглого стола «Профстандарты педагогов общего образования: что нужно знать руководителям школ», организованного Советом по профессиональным квалификациям в сфере образования совместно с ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России.

Духанина обратила внимание участников круглого стола на то, что профессиональный стандарт — это многофункциональный нормативный документ. Он отвечает на два главных вопроса: «Что должен уметь делать работник?» и «Как он должен это делать, чтобы достичь результативности труда?» — это принципиально отличает профстандарт от образовательного стандарта. Все профстандарты являются обязательными к применению в части требований к квалификации работника. В том числе — при приеме на работу.

«В сфере образования сегодня действуют 10 профессиональных стандартов. Все они закреплены за Советом по профессиональным квалификациям в сфере образования. Помимо этого, к его ведению относятся также 2 профстандарта в сфере науки. Вместе с проектами профстандартов они формируют целостную экосистему, которую условно можно разделить на 6 подсистем: общее образование, дополнительное образование, отдых и оздоровление детей, профессиональное обучение, профессиональное образование, наука.

Наш Совет, созданный в 2019 году, принял на себя ответственность за актуализацию уже принятых профстандартов и разработку новых. Но самое главное — за выстраивание их общей методологии», — сказала Духанина.

Также председатель СПК в сфере образования подробно остановилась на актуализации профстандарта «Педагог». «Действующий профстандарт «Педагог» ждет масштабный перезапуск. И этот процесс мы уже запустили, начав разрабатывать линейку квалификаций «Учитель». Согласно действующему профстандарту педагога, квалификации воспитателя и учителя были отнесены к уровням 5 и 6. Наши дискуссии показали, что эти уровни не отражают все многообразие и сложность педагогического труда. Поэтому мы воспользовались нормативными возможностями Национальной системы квалификаций и приняли решение разработать для квалификации «учитель» подуровни. Отличаются они степенью сложности решаемых профессиональных задач: от стандартных до задач педагогического проектирования на основе передового опыта. Уровневая структура квалификации является навигатором, показывающим возможности для профессионального роста», — подчеркнула Духанина.

Участники семинара поинтересовались, будут ли уточняться профстандарты в ближайшее время, где указаны критерии оценки работы педагогов общеобразовательных дисциплин, какие возможности будут предоставлены педагогам после внедрения обновленного профстандарта. Отвечая на вопросы, особое внимание эксперты уделили совершенствованию системы подготовки педагогических кадров на основе системы квалификаций, совмещению независимой оценки квалификации с государственной итоговой аттестацией выпускников организаций высшего и среднего профессионального образования.

Один из самых популярных вопросов — в чём смысл профстандарта, если сотрудника, не соответствующего профстандарту, нельзя уволить. Духанина отметила, что профстандарты выгодно применять при решении вопросов отбора кандидатов на должность. Законный отказ в приеме на работу – отказ по деловым качествам. Профстандарты позволяют сформулировать эти качества, и работодатели получают возможность отказывать в приеме на работу неподходящим претендентам, сославшись на недостаточность квалификации, требования к которой определены профстандартом.

К трансляции круглого стола подключились руководители образовательных организаций, сотрудники кадровых служб, менеджеры по качеству, руководители структурных подразделений, отвечающих за внедрение профессиональных стандартов, специалисты региональных институтов повышения квалификации и развития образования. Приглашения на мероприятие были направлены в 89 региональных министерств и департаментов образования, на мероприятие зарегистрировались более тысячи человек.

Подробные ответы Любови Духаниной и Ольги Зайцевой на вопросы участников круглого стола опубликованы на официальной странице СПК в сфере образования ВКонтакте

https://vk.com/spkobr?z=video676207496_456239022%2F27dd6f815a52bcc680%2Fpl_wall_-207300805