СПК в сфере образования единогласным решением утвердил два новых профстандарта

3 Ноября

Два новых профстандарта, «Педагог-дефектолог» и «Руководитель организации отдыха детей и их оздоровления», были утверждены 3 ноября на заседании СПК в сфере образования. В повестку также были включены вопросы внесения редакционных изменений в требования к квалификациям, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификаций, и внесения изменений в персональный состав Совета.

«Работа над профстандартом «Педагог-дефектолог» шла более двух лет. Этот документ влияет на определение трудовых функций и действий, который осуществляет специалист коррекционной работы», — отметила председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина.

Заведующая лабораторией Института коррекционной педагогики и Российской академии образования Алла Абкович рассказала о приводимой работе над профстандартом «Педагог-дефектолог». По ее словам, профессиональное сообщество, а в первую очередь практикующие специалисты, не раз поднимали вопрос о необходимости принятия этого документа. Сегодня нет единства подходов и преемственности специалистов, которые, как правило, работают с одними и теми же детьми, рассказала Абкович. Она отметила, что профессиональный стандарт педагога-дефектолога будет способствовать созданию единого образовательного пространства: сегодня наблюдается большое разнообразие образовательных программ дефектологического профиля при отсутствии единых подходов к выбору содержания. Принятый профстандарт ориентирует вузы на новое содержание профподготовки и профили, которое ранее не выделялись. «Итоговый вариант проекта профстандарта — это результат совместной работы представителей профессионального сообщества, органов исполнительной власти, родительских организаций и профсоюза работников образования», — сказала Абкович.

Духанина обратила внимание, что профстандарт «Руководитель организации отдыха детей и их оздоровления» также разрабатывался очень сильной командой, которая быстро реагировала на замечания и использовала любые возможности для дополнительных обсуждений. Результаты работы представил заместитель директора Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей Леонид Проценко. Наличие профстандарта руководителя организации отдыха детей поможет определить обобщенную трудовую функцию, уровень квалификации и требования к выполнению конкретной трудовой функции. Данный документ может стать ориентиром для выстраивания кадровой политики, в том числе системы подготовки руководителей. «Директор детского лагеря — крайне важный специалист, обладающий максимально широким спектром знаний, умений и опытом работы для выстраивания целостной системы сопровождения и развития воспитания личности ребенка в условиях учреждения для отдыха», — рассказал Проценко.

На заседании Совета также выступили заведующий лабораторией инклюзивного образования, профессор кафедры логопедии ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Ирина Левченко, руководитель центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО Наталья Бондаренко, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» Татьяна Волосовец, директор МБОУ СОШ «Школа будущего» Алексей Голубицкий. Они поддержали проекты профессиональных стандартов и рассказали о работе над ними.

Следующим вопросом было решение по внесению изменений редакционного характера в требования к квалификациям, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификаций. Единогласным решением Совет поддержал допуск к независимому экзамену студентов, окончивших третий курс.

В ходе заседания в состав СПК в сфере образования был принят новый член — Татьяна Цибизова, начальник Управления образовательных технологий МГТУ им. Н.Э. Баумана. Ее кандидатура, предложенная Ассоциацией технических университетов, была поддержана единогласно.

«На сегодняшний день в разработке СПК в сфере образования находятся два фактически завершенных профстандарта — «Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования» и «Руководитель профессиональной образовательной организации». Также на рассмотрении в Комиссии по профессиональным стандартам и квалификационным требованиям находится сложный в современных условиях стандарт «Специалист в области воспитания». Серьезная работа ведется по актуализации профессионального стандарта «Педагог общего образования» под руководством руководителя департамента образования и науки города Москвы Александра Молоткова. Высокая степень готовности у профстандарта «Педагогический работник высшего образования». Мы рассчитываем вынести его на рассмотрение Совета до конца года», — заключила Духанина.