Духанина: Профстандарты для педагогов разрабатываются с учетом преемственности разных уровней образования
Профессиональные стандарты в образовании разрабатываются на основе преемственности трудовых действий педагогов на разных уровнях образовательной системы. Об этом в ходе V Всероссийской научно-практической конференции «Власть, бизнес, образование: территория сотрудничества 5.0» заявила председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина. Доклад главы Совета был посвящен развитию системы квалификаций в образовании и ее влиянию на формирование человеческого потенциала.
«Цель развития Национальной системы квалификаций России — создание современного гибкого механизма кадрового обеспечения и решение приоритетных задач научно-технологического и социально-экономического развития нашей страны», — отметила Духанина.
По ее словам, Национальная система квалификаций не только формирует «рынок квалификаций», где «ценность» работника определяется его реальным профессиональным уровнем. Но она позволяет также полностью «пересобрать» систему образования и подготовки кадров на основе актуальных задач. Духанина подчеркнула, что профессиональные стандарты сегодня становятся ориентиром для образовательных организаций. А объединение процедур государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации в виде модели «ГИА-НОК» позволяет повышать качество подготовки кадров.
Председатель СПК в сфере образования рассказала, что разработка профстандартов ведется всем профессиональным сообществом, а каждый проект проходит несколько этапов общественного обсуждения. При этом разрабатываемые профстандарты отличаются высоким уровнем преемственности трудовых действий педагогов. В качестве примера Духанина привела деятельность воспитателей, учителей, педагогов СПО и высшего образования по реализации программ воспитания, развитию образовательной среды и цифровых навыков обучающихся.
Она также сообщила, что на сегодняшний день СПК в сфере образования наделил 17 экзаменационных центров в 17 регионах России полномочиями по проведению независимой оценки квалификации педагогов. А доля педагогических работников, которые хотели бы сдать профессиональный экзамен, составляет 68%, привела Духанина данные опроса Сетевого университета «Знание».
«Профстандарты в сфере образования задают требования к 3,5 миллионам педагогов и руководителей образовательных организаций, которые работают с 17 миллионами школьников и 7 миллионами студентов. Эти документы имеют колоссальное значение, поэтому их разработка всегда сопряжена с активными общественно-профессиональными дискуссиями. Приглашаю всех коллег к участию в этой важной работе», — завершила свое выступление Духанина.