Духанина: Приоритет в вопросе противодействия экстремизму среди молодежи — создание системы позитивной профилактики

8 Июня

Создание системы позитивной профилактики должно стать стратегическим приоритетом в работе по предотвращению экстремизма среди молодежи. Об этом 7 июня на круглом столе «Вопросы противодействия экстремизму в студенческой среде» заявила председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, председатель Ассоциации негосударственного образования Любовь Духанина.

В обсуждении приняли участие представители Госдумы РФ и МИД России, ученые, общественные деятели, преподаватели вузов, руководители университетских центров профилактики экстремизма. Предложения участников круглого стола будут направлены в адрес Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

 

Модератором круглого стола выступила председатель СПК в сфере образования, Любовь Духанина. Для образовательных организаций проблема противодействия экстремизму тесно связана с вопросом формирования убеждений, отметила она в самом начале. Большая роль в этой работе отводится преподавателям вузов, которые способны работать со смыслами и ценностными установками своих воспитанников. Не случайно в проекте профстандарта «Педагогический работник высшего образования», подготовленном СПК в сфере образования, проведение воспитательной работы со студентами выделено в отдельную трудовую функцию ассистентов, преподавателей, старших преподавателей, доцентов и профессоров.

«Нашим стратегическим приоритетом должно быть создание системы позитивной профилактики. Этот механизм позволил бы сформировать у молодых людей защитный потенциал, благодаря которому они могли бы противостоять деструктивному влиянию самостоятельно, — предложила Духанина. — Цели такой профилактики были заложены в недавно утвержденный ФГОС основного общего образования. Это повышение самооценки, определение ценностей, развитие навыков распознавания и выражения эмоций, принятия решений, формирование способности справляться со стрессом».

С приветственным словом к участникам обсуждения обратилась первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Ксения Горячева.

Директор Центра изучения экстремизма и радикализма при МЭИ Валерий Энгель отметил, что эффективными способами противодействия экстремистской идеологии могли бы стать создание межвузовского центра профилактики экстремизма, разработка междисциплинарной вузовской программы для студентов и соответствующей программы повышения квалификации для преподавателей.

Заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин МГПУ Александр Ростокинский сосредоточился на проблемах правового поля: отождествлении экстремизма и экстремистской деятельности, отсутствии в законе определения понятия «экстремизм» и неоднозначном толковании признака «социальной принадлежности» при нарушении прав и свобод граждан.

О новых вызовах перед российским обществом — тотальной русофобии и дискриминации русскоязычных людей за рубежом — говорили заместитель директора департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека Министерства иностранных дел Российской Федерации Григорий Лукьянцев и член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод.

О проблемах моральной паники по отношению к проявлениям экстремизма рассказал академик-секретарь отделения историко-филологических наук РАН, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков. Один из таких образцов — ситуация с криминальной субкультурой АУЕ — является примером конструирования проблемы самим обществом. Тем не менее в 2020 году Верховный суд Российской Федерации признал АУЕ экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории страны, отметил Тишков.

Практикой организации противодействия экстремизму в вузовской среде поделились заведующая кафедрой уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики Юридического института БФУ имени И. Канта Татьяна Волчецкая, научный руководитель Центра медиации, урегулирования конфликтов и профилактики экстремизма КФУ Андрей Большаков, проректор по воспитательной работе ТюмГУ Ольга Загвязинская, директор Центра анализа и профилактики информационных угроз в молодежной среде ИМПМО РТУ-МИРЭА Евгений Борисов.

Первый проректор СПБАУ РАН имени Ж.И. Алферова Дмитрий Мохоров предложил закрепить во ФГОС высшего образования универсальную компетенцию по противодействию экстремизму и терроризму по аналогии с компетенцией по противодействию коррупции.

На вопросах противодействия привитию молодежи чуждых российскому обществу ценностей остановился декан Юридического факультета Университета «Синергия» Максим Михайлов. А Директор Центра мониторинга и профилактики девиантного поведения СПбГМТУ Игорь Гарин выступил с докладом о практике использования когнитивных методов формирования системы координат молодежи.

«Перед нами стоит задача обобщить все предложения участников круглого стола. После этого рекомендации наших экспертов будут направлены в адрес Минобрнауки России», — отметила в заключение Любовь Духанина.

 

Мероприятие было организовано Ассоциацией негосударственного образования при содействии Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова.