Перспективы развития независимой оценки квалификаций обсудили на семинаре-совещании с экзаменационными центрами СПК в сфере образования
Семинар-совещание «Применение профессиональных стандартов в деятельности образовательных организаций», организованный СПК в сфере образования совместно с Центром оценки квалификаций Совета, состоялся 11 сентября 2024 года в дистанционном формате. В мероприятии приняли участие 40 представителей экзаменационных центров и региональных центров оценки качества образования из 15 регионов России, включая Псковскую, Смоленскую, Свердловскую, Вологодскую, Калининградскую, Челябинскую, Иркутскую, Ростовскую области, Республики Адыгея, Мордовия, Дагестан, Башкортостан, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарскую Республику, Красноярский край.
Участники семинара обменялись опытом и обсудили актуальные вопросы проведения независимой оценки квалификаций, применения профессиональных стандартов, разработки новых квалификационных требований и оценочных средств. В ходе семинара были представлены практики проведения независимой оценки квалификаций среди действующих педагогов школ, а также в системе подготовки педагогических кадров, результаты и опыт совмещения процедур государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификаций в системе СПО.
«Независимая оценка квалификации — новая процедура для системы образования, который позволяет оценить профессиональные компетентности учителя, обеспечив прозрачность и независимость», — отметила Любовь Духанина. «Сегодня в России действует 18 экзаменационных центров СПК в сфере образования, из них 9 на базе центров оценки профессионального мастерства педагогов и центров оценки качества образования, 4 на базе вузов. Мы уже апробировали процедуру независимой оценки на разных категориях сдающих, включая зарубежных педагогов и учителей частных школ», — добавила она.
Также Духанина рассказала об отработанных моделях использования итогов профэкзамена: «Мы успешно апробировали различные модели использования профессионального экзамена: подтверждение квалификации учителей школ и педагогов СПО, сопряжение независимой оценки квалификаций и государственной итоговой аттестации в СПО и высшем педагогическом образовании, сопряжение НОК и демонстрационного экзамена», — сказала Духанина. «Также отработаны три формата проведения экзамена. Первый предполагает сдачу теории и практики одновременно. Второй позволяет соискателю отложить прохождение практики, получив в качестве первого шага свидетельство о сдаче теоретической части. Также для студентов мы предусмотрели возможность засчитать итоги демонстрационного экзамена в качестве практической части независимой оценки», — поделилась председатель СПК.
Духанина подробно ответила на все интересующие участников семинара вопросы: о возможных сроках актуализации профстандарта «Педагог» и разработки профстандарта «Педагог дошкольного образования», утверждении проекта профстандарта «Педагогический работник высшего образования», нормативном регулировании совмещения НОК и демоэкзамена в СПО, перспективах проведения независимой оценки квалификаций для директоров школ, а также для педагогов на подуровень 6.3.
Руководитель Центра оценки квалификаций в сфере образования Александр Маковский представил на семинаре результаты проведения профессиональных экзаменов. Он отметил опыт Государственного университета просвещения и успешную практику независимой оценки квалификаций среди педагогов школ Дмитровского района. Особое внимание было уделено опыту совмещения НОК с результатами демонстрационного экзамена, возможностям удаленного проведения профессионального экзамена.
Представители региональных экзаменационных центров и центров оценки качества образования поделились опытом совмещения ГИА-НОК в системе среднего профессионального образования, а также планами новый учебный год. В ходе мероприятия участники не только обсудили актуальные вопросы проведения независимой оценки квалификаций, но и уделили внимание появлению новых объектов оценивания и развитию инструментов оценки (оценочных средств). Об опыте регионов рассказали Елена Югфельд, заместитель руководителя Центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов Свердловской области, Яна Кузнецова, руководитель Экзаменационного центра Челябинского педагогического колледжа №2 и Оксана Рыжкина, руководитель экзаменационного центра Института развития образования Ростовской области.
Кроме того, Духанина озвучила перспективы проведения независимой оценки квалификаций на основе разработанных квалификационных требований к профстандарту «Няня», а также выразила поддержку региональным Центрам оценки квалификаций в утверждении Советом разработанных ими оценочных средств для проведения профэкзамена для руководителей образовательных организаций.