СПК в сфере образования провел обсуждение проекта профстандарта «Педагог-дефектолог»

25 апреля

В обсуждении проекта профессионального стандарта "Педагог-дефектолог", прошедшего 21 апреля, приняли участие представители Минпросвещения России, Российской академии образования, педагогических вузов и научных институтов. Модератором мероприятия выступила председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Любовь Духанина.

«СПК в сфере образования в настоящий момент рассматривает несколько профессиональных стандартов. Активность в обсуждении стандартов очень высокая, а это гарантирует для Совета наличие различных предложений, замечаний к проектам, тексты которых выносятся на экспертное обсуждение. Таким образом, у нас есть фактическая возможность принимать «народные» профессиональные стандарты. На сегодняшний день в составе СПК работает более 800 экспертов, которые представляют систему образования всех регионов России», — открыла заседание СПК в сфере образования Духанина.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Юлия Сачко затронула вопрос обобщенных трудовых функций (ОТФ) педагогов, работающих с разными категориями детей с ОВЗ. Она отметила, что чем раньше начинается коррекционная помощь, тем больше возможность у ребенка пойти в общеобразовательную организацию.

На обсуждение также была вынесена проблема допуска к работе с особенными детьми специалистов, прошедших профессиональную переподготовку. «Мониторинг потребностей педагогических кадров в сфере психолого-педагогического сопровождения обучающихся детей с ОВЗ показал нехватку 38000 специалистов. Если убрать из профстандарта профессиональную переподготовку, это количество вырастет в десятки раз», — пояснила Сачко.

Директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» Татьяна Соловьева продемонстрировала профессиональный стандарт педагога-дефектолога как целевой ориентир развития профессиональных компетенций педагогов. Она пояснила, для чего необходимо разделение ОТФ олигофренопедагога с обучающимися ЗПР и УО и ОТФ дефектолога по работе с обучающимися с НОДА и ТМНР. «Психологическая помощь в адаптации и реабилитации — это новое, это наша возможность закрепиться и быть в должности учитель-дефектолог, учитель-логопед там, где наши дети проходят комплексную реабилитацию», — отметила Соловьева.

Осветила вопрос о востребованности профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» у родительского и профессионального сообщества заведующий лабораторией инклюзивного образования, профессор кафедры логопедии ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Ирина Левченко. В своем выступлении она пояснила, что стандарт посодействует урегулированию трудовых отношений между педагогом-дефектологом и работодателем, поможет определить содержание подготовки дефектолога на разных уровнях профобразования. «Стандарт способствует созданию единого образовательного пространства для ребенка с ОВЗ в образовании, здравоохранении и социальной защите», — сказала Левченко.

Директор Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет Анна Алмазова подняла проблему взаимосвязи профессионального стандарта педагога-дефектолога и образовательных программ подготовки и переподготовки специалистов. Она уточнила, что отсутствие регламентирующего документа является значимым фактором, который создаёт дефицит в сфере подготовки кадров и влияет на работу системы в целом. «Регулярно мы получаем запрос родительского сообщества на подготовку профильных специалистов по отношению к тем нозологическим группам обучающихся, которые ранее не были выделены в панораме подготовки кадров педагогических университетах и дефектологических факультетах других вузах», подчеркнула Алмазова.

Директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ Валерий Хаустов указал на то, что в обсуждаемом проекте найден баланс между конкретизацией трудовых действий и их обобщенными формулировками.

«Важно не понизить планку профессиональных требований к педагогу, который имеет доступ к ребенку с ОВЗ, тем более понимая усложнение внутренней структуры этого контингента», — считает директор Института дефектологического образования и реабилитации, профессор кафедры основ коррекционной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Виталий Кантор.

Директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» Татьяна Волосовец внесла предложение о разграничении детей с ОВЗ и инвалидностью, т.к. имея соматические заболевания, ребенок не всегда нуждается в особых образовательных условиях. Также она отметила, что необходимо сделать акцент на трудовых функциях логопеда. На сегодняшний день он работает не только с нарушением речи, но и с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения, РАС и т.д. Не остался без внимания вопрос уровня квалификации педагога-дефектолога. «Несомненно, это седьмой уровень квалификации», — подчеркнула Волосовец.

Член-корреспондент РАО Джафар Маллаев обратил внимание на необходимость преемственности разных уровней образования в контексте профстандарта педагога-дефектолога.

Патимат Омарова, член Научно-экспертного совета ДГПУ затронула острый вопрос дефицита кадров. По ее мнению, наличие квалификационных характеристик позволит требовать наличия в образовательных организациях педагогов-дефектологов. «Из сегодняшней формулировки учитель-логопед мы наблюдаем сокращение полноценных ставок логопеда в образовательных учреждениях», — добавила Омарова.

Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Лариса Фальковская сделала акцент на важности обсуждения доработанного проекта профстандарта проведения в кратчайшие сроки.

«Прекрасно, когда неравнодушные люди составляют основной ресурс системы образования. Спасибо за научно-методологическое обоснование, которое используется при разработке профессионального стандарта как гарантия правильности понимания должности дефектолога и развития профессии»,заключила Духанина.