О важности профстандартов для работы директора школ рассказала Духанина на Академической мастерской руководителей образовательных организаций

1 марта

Председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина провела открытую лекцию «Профстандарты и система независимой оценки квалификации: зачем директору школы это знать?» в рамках Академической мастерской для собственников и руководителей частных образовательных организаций.

«Профессиональный стандарт — ключевой элемент Национальной системы квалификаций, которая создается в России с 2012 года по указу президента. Ее основная идея — устранение разногласий между сферой профессионального образования и требованиями работодателей», — подчеркнула в своем выступлении Духанина. «Профстандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. В том числе — для выполнения определенной трудовой функции».

Согласно Федеральному закону «Об образовании», право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. При этом согласно статье 195.3 Трудового кодекса профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

Духанина также остановилась на сроках перехода на профстандарты. Постановлением Правительства от 27 июня 2016 года №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения» был установлен срок не позднее 1 января 2020 года. Тем не менее, вопросы применения профстандартов не теряют своей актуальности. Переход на профстандарты предполагает работу кадровых служб с ключевыми законодательными документами, реестром сведений о проведении независимой оценки квалификаций и федеральным реестром профстандартов, размещенном на портале Минтруда. Для государственных внебюджетных фондов, государственных или муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также госкорпораций, госкомпаний, более 50% акций которых находится в госсобственности или муниципальной собственности, профстандарты в части требований к квалификации утверждаются поэтапно — на основе утвержденных этими организациями планов, содержащих список профстандартов, этапы применения профессиональных стандартов.

«СПК в сфере образования принял на себя ответственность за актуализацию уже принятых профстандартов и разработку новых. В общем образовании сейчас действуют пять профстандартов. Для директоров школ и заведующих детскими садами разработан профстандарт «Руководитель образовательной организации». Профстандарт «Педагог» задает требования к воспитателям детских садов и учителям. Сразу в нескольких сферах применяется профстандарт «Педагог-психолог». В прошлом году был актуализирован профстандарт «Специалист в области воспитания». Наконец, с 1 сентября 2023 года вступил в силу профстандарт «Педагог-дефектолог», в котором приведены требования к учителям логопедам и учителям-дефектологам в зависимости от профиля», — рассказала Духанина.

Также председатель СПК в сфере образования пообещала, что по мере появления новых квалификаций, например, квалификации «методист», «классный руководитель», «наставник» в организациях будет больше возможностей для проектирования профессионального роста педагогов.

Академическая мастерская для собственников и руководителей частных образовательных организаций открылась 11 марта на базе Российской академии образования. В качестве ключевых спикеров в работе Академической мастерской приняли участие ведущие ученые и эксперты. В ходе работы участники обсудили взаимодействие государства и частного образования, правовые аспекты деятельности частной образовательной организации, возможности применения цифровых технологий для активизации обучения школьников, построение основной образовательной программы дошкольного образования в 2024 году, формирование бренда образовательной организации, проблемы содержания деятельности педагога-психолога, вопросы психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и особенностей психологической поддержки семьи ребенка с ОВЗ.