Национальное агентство развития квалификаций опубликовало интервью с Любовью Духаниной

28 июня

На сайте Национального развития квалификаций вышло интервью с председателем СПК в сфере образования Любовью Духаниной. Особое внимание в беседе было уделено сопряжению процедур аттестации и независимой оценки квалификации педагогических работников. Данный проект был реализован в Красноярском крае при содействии регионального Центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов. Также Любовь Николаевна рассказала о других проектах Совета, распространении практики независимой оценки квалификации в образовании и планах на будущее.

— Любовь Николаевна, расскажите, пожалуйста, по каким квалификациям в сфере образования на данный момент можно пройти независимую оценку квалификации? Какие наименования квалификаций появятся в ближайшее время?

— На сегодняшний день СПК в сфере образования утвердило восемь квалификаций для проведения независимой оценки квалификаций по профессиональному стандарту «Педагог (учитель)». Независимую оценку квалификации уже проходят учителя начальных классов, русского языка, литературы, истории, обществознания, физики, химии, информатики и математики. Также утверждена квалификация «Советник директора по воспитанию и по взаимодействию с детскими общественными объединениями (6 уровень квалификации)» для проведения независимой оценки квалификаций по профстандарту «Специалист в области воспитания». В ближайшее время мы планируем запустить НОК для вожатого и старшего вожатого — это очень массовые и востребованные специальности.

— Каким образом родилась идея сопряжения независимой оценки квалификации (НОК) и аттестации педагогов в Красноярском крае? Кто был инициатором?

— И до и после появления профстандарта, на федеральном и региональном уровнях предпринимались попытки создания систем диагностики и оценки педагогического профессионализма. У каждой из них были свои сильные стороны.

Ключевая проблема, которую отмечали все эксперты, — невозможность оценить профессионализм каждого учителя в практической деятельности. Высказывались идеи, что оценивать можно только непосредственно урок. Такой подход требовал колоссального числа подготовленных экспертов, огромных баз данных для хранения видеозаписей, и все равно не мог гарантировать беспристрастности и единства диагностики.

Единственным инструментом, который смог ответить на эти вызовы, стала независимая оценка квалификации. Её статус чрезвычайно высок — он закреплен федеральным законом. Независимая оценка не проводится внутри какого-то одного ведомства. Вся процедура, начиная с подачи документов, жёстко регламентируется нормативными актами — либо постановлениями Правительства, либо приказами Минтруда. Это обеспечивает прозрачность и независимость оценки. Мы всегда подчеркиваем эти преимущества НОК.

Почему, несмотря на все ранее предлагаемые модели оценки профессионализма учителя, ни одна не удовлетворила педагогическое сообщество? Потому они не отвечали ключевым требованиям по надежности, независимости, беспристрастности, возможности оценить профессиональные компетентности учителя, а не результаты его учеников. Министерство образования Красноярского края увидело потенциал процедуры для системы оценки качества образования и последующего построения эффективной системы повышения квалификации учителей.

— Педагогические работники каких квалификаций участвовали в проекте, реализуемом в Красноярском крае?

— В Красноярском крае мы опробовали модель совмещения НОК с аттестацией на первую квалификационную категорию учителей. Это стало возможным благодаря тому, что независимая оценка опирается на требования профстандарта, на знания и умения, которые представлены в профстандарте для выполнения каждой трудовой функции. Для разных подуровней квалификации разработаны специальные требования — отдельно для уровня 5 и для каждого из подуровней 6.1, 6.2 и 6.3.

— Почему это направление показалось интересным СПК и региону? Какую предварительную работу проводил СПК?

— Интерес      региональных органов исполнительной власти заключался в том, чтобы учителя получили      опыт прохождения независимой оценки квалификации и использования её результатов и могли бы сравнить с опытом прохождения традиционной аттестации. Красноярский край всегда был одним из лидеров в поиске инновационных решений в части оценки качества образования и подготовки кадров. В крае очень развита собственная модель оценки профессиональных компетенций, идет поиск новых форм, новых решений. Одним из заданий практической части профэкзамена было составление технологической карты урока — такие задания являются частью региональной модели оценки педагогического профессионализма. Поэтому все договоренности были достигнуты очень быстро.

j_4HbMR3VJw.jpg

СПК провел предварительную работу по отбору нормативных оснований использования результатов независимой оценки квалификации (НОК) при аттестации учителей. Это, в первую очередь, Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», а также действовавший на тот момент Порядок проведения Аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Все дальнейшие действия по подготовке и реализации механизма сопряжения процедур НОК и аттестации согласовывались всеми участниками — СПК в сфере образования, Центром оценки квалификации СПК в сфере образования и экзаменационным центром.

— Какое непосредственное участие в подготовке и реализации механизма сопряжения процедур НОК и аттестации принимал СПК в сфере образования?

— Во-первых, профессиональный экзамен проводится по оценочным средствам, которые утверждает совет по профессиональным квалификациям. Экзамен проводится в экзаменационных центрах, также уполномоченных cоветом.

Экзаменационный центр в Красноярском крае стартовал с решения организационных вопросов: набора муниципалитетов в проект и формирования групп участников. С каждым участником был проведен инструктаж по заполнению документов, работе на платформе, подготовке к экзамену. Процедура профэкзамена проводилась на электронной платформе с использованием технологии прокторинга. В установленные сроки все участники, успешно сдавшие экзамен, получили свои свидетельства.

Данные о прохождении соискателем экзамена проверяет, обрабатывает и признает СПК в сфере образования. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся в федеральный реестр. Четыре соискателя, не допущенные к прохождению практической части экзамена, получили заключения с рекомендациями по дальнейшему повышению квалификации. В этой части независимая оценка квалификации все же дает больше данных для дальнейшего профессионального развития педагога, чем традиционный формат аттестации.

Каким образом строилось взаимодействие СПК и аттестационной комиссии региона? Как учитывались результаты профессионального экзамена при аттестации педагогических работников — было ли достаточно свидетельства о квалификации для прохождения аттестации, или оно учитывалось в качестве дополнительных сведений, характеризующих профессиональную деятельность?

— Для прохождения аттестации на первую квалификационную категорию учителю было необходимо направить в аттестационную комиссию только два документа: заявление и свидетельство о прохождении экзамена. На основании этих документов комиссия принимала решение об аттестации на первую категорию. По окончании профэкзаменов дополнительным показателем объективности и надежности независимой оценки для региона стало то, что с заданиями справились не все.

— Каким образом строилось взаимодействие с педагогическими работниками, принявшими участие в этом пилотном проекте?

— Взаимодействие с педагогическими работниками, руководством департамента и школ осуществлял Центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов Красноярского края.

Для участия в пилоте были отобраны учителя начальных классов городских школ до 30 лет со средним профессиональным педагогическим образованием. Стаж работы этих педагогов составлял не более 5 лет, они впервые аттестовывались на первую квалификационную категорию.

b0Mut9JtUbI.jpg

Набор велся по всему Красноярскому краю, на профэкзамен участники даже прилетали из Норильска. Сам экзамен разделен на две части — теоретическую, состоящую из трех блоков, и практическую. Предметно-методический блок — задания по содержанию, теории и методике преподавания. Психолого-педагогический — вопросы, касающиеся теории и методики воспитания, возрастной психологии, психологии развития. Третий блок — задания на информационную грамотность.

Практическая часть предполагает разбор и решение кейсов — педагогических ситуаций. Допуск к ней получают только те соискатели, которые успешно сдали теорию.

— Учитывая, что в отличие от аттестации независимая оценка квалификации — платная процедура, кто финансировал прохождение профэкзамена?

— Любая работа кем-то оплачивается. Если процедуру аттестации не оплачивает сам соискатель, это не значит, что она бесплатная. Эксперты, принимающие участие в аттестации, получают зарплату. Как правило, это почасовая оплата, стоимость часа работы эксперта определяется на уровне региона.

Количество часов, необходимое специалистам для проведения экспертизы, определяется на основе нормативов трудозатрат. В зависимости от того, аттестуется ли педагог на соответствие занимаемой должности или на категорию, требуется от 3 до 8 часов работы эксперта. Согласно региональным нормативным актам, эти расходы ложатся либо на организацию, в которой работает аттестуемый, либо на орган местного самоуправления, либо на бюджет субъекта Федерации.

Финансирование независимой оценки квалификации учителей осуществлял региональный бюджет.

— Оправдал ли себя, на ваш взгляд, механизм использования НОК в целях установления квалификационных категорий педагогов? Какие достигнуты результаты? С какими трудностями в реализации проекта вы столкнулись?

— Мы расцениваем апробацию совмещения этих процедур как очень удачную. Из 65 учителей начальной школы 62 успешно сдали профессиональный экзамен на соответствие квалификации «Учитель (по программе начального общего образования) (6.1 уровень квалификации)». Аттестационная комиссия приняла решение о присвоении всем педагогам, успешно сдавшим профессиональный экзамен, первой квалификационной категории.

Министерство образования Красноярского края, подводя итоги 2022-23 учебного года, отнесло результаты проведения в крае независимой оценки квалификации к своим достижениям, поскольку высокий уровень квалификации педагогов был зафиксирован объективно.

По оценкам красноярского Центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, результаты профессионального экзамена учителей повысили степень доверия к процедуре независимой оценки квалификации как со стороны органов управления образованием, так и со стороны педагогического сообщества.

— Какие преимущества данной процедуры вы видите для региона, для непосредственного работодателя и для самих педагогических работников?

— За несколько лет внедрения НОК в системе образования профэкзамен доказал свою эффективность не только как инструмент оценки, но и как инструмент повышения качества программ подготовки педагогов. Для системы управления образованием появляются данные, позволяющие планировать заказ на программы повышения квалификации на уровне населенного пункта, муниципалитета, региона, а в конечном итоге и на федеральном уровне.

Для руководителя образовательной организации независимая оценка квалификации также является очень ценным инструментом. Во-первых, потому, что на экзамене проверяются не только знания и умения учителя, но и его готовность к деятельности, выполнению конкретных трудовых функций. Во-вторых, выявляются сильные стороны и профессиональные дефициты педагога. В-третьих, становится понятно, на какие курсы повышения квалификации его целесообразно направить.

А для педагогических работников, несомненно, важна независимость и объективность процедуры.

— Интересно узнать мнение самих педагогов о процедуре аттестации с применением механизма НОК, была ли обратная связь от них?

— По итогам профэкзамена шесть из десяти педагогов отметили именно независимую оценку квалификации предпочитаемой формой аттестации. Две трети сдававших профэкзамен, а именно 67%, отметили, что их ожиданиям соответствовало содержание заданий теоретической части, 61% —практической. Также интересна оценка уровня сложности экзамена: 62% педагогов оценили его как средний, 38% — как высокий.

— Категория педагога, присваиваемая региональной комиссией в результате аттестации, сохраняется при переезде в другой регион, но продлевать или повышать категорию придется уже по правилам региона проживания. Насколько отличаются эти правила и насколько интересна подобная практика другим регионам?

— С 1 сентября 2023 года вступил в силу новый порядок аттестации педагогических работников. Порядок формирования комиссии для аттестации на категорию утверждается регионом. В состав аттестационной комиссии входит семь человек, в том числе представитель профсоюза.

9MXU375Ksl0 (1).jpg

Подать заявление можно по электронной почте либо отправить письменное уведомление с помощью «Почты России». Кроме того, для педагогов из ряда регионов доступна подача заявления через портал «Госуслуги».

Если сотруднику уже присвоена первая категория, срок подачи заявления на высшую категорию не ограничен. В случае, если комиссия откажет ему в присвоении высшей категории, работник сохранит первую категорию. Подать новое заявление на повышение можно будет через год.

При этом вопрос формата оценки соответствия педагога современным требованиям продолжает оставаться актуальным. Единство критериев для всей страны тем более важно, что первая и высшая категории, присвоенные с 1 сентября 2023 года, будут бессрочными. Поэтому регионы и проявляют интерес к процедуре независимой оценки — чтобы аттестация при переезде в другой регион не оказалась формальностью.

Может у вас уже есть практические рекомендации для коллег из других СПК по сопряжению процедуры НОК и аттестации работников на отраслевом уровне: с чего начать, какие подходы использовать и т.п.?

— Если в отрасли уже сложился механизм проведения независимой оценки квалификации, то проблем для его тиражирования и сопряжения с другими форматами оценки быть не должно. Но выстраивание системы независимой оценки — это долгий путь, он занимает не год и не два. Должны быть созданы наименования квалификаций и требования к квалификациям, по которым проводится независимая оценка. Совет по профессиональным квалификациям должен разработать и утвердить  комплекты оценочных средств.

Каждый этап профэкзамена, от подачи заявления до выдачи свидетельства, должен быть регламентирован документами совета. И, конечно, необходимо организовать просветительскую работу: что такое НОК, какие преимущества её прохождение дает соискателю и работодателю, как можно использовать результаты для повышения эффективности организации.

— Пригодится ли накопленный опыт проведения независимой оценки квалификации в рамках аттестации педагогов в дальнейшей деятельности СПК в сфере образования и в развитии Национальной системы квалификации в целом?

— Накопленным опытом независимой оценки квалификации в рамках аттестации педагогов уже сегодня интересуются другие субъекты. Мы считаем, что его следует использовать при формировании национального проекта «Кадры».

— Возможно, у СПК уже есть и другие планы запуска новых проектов? Поделитесь ими, пожалуйста.

— Мы стараемся распространить профессиональный экзамен на разные группы педагогов. В 2023 году впервые прошли НОК преподаватели общеобразовательных дисциплин колледжей. Экзамен проходил на базе Центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов Свердловской области. Все 40 соискателей из 19 колледжей региона справились с ним успешно и получили свидетельства квалификации «Учитель (по программе основного и среднего общего образования)» уровня 6.1. При этом оценка проходила согласно профессиональному профилю педагогов: русский язык, литература, математика, физика, история, обществознание, начальные классы.

Многие регионы проявляют интерес к независимой оценке с точки зрения ее интеграции в дополнительное профессиональное образование, в том числе совмещение независимой оценки квалификации с итоговой аттестацией по программе ДПО. Такой формат является очень востребованным. Вместо привычной аттестационной работы или реферата программа может заканчиваться оценкой реальной готовности педагога к профессиональной деятельности и выполнению определенных трудовых функций.

При определенных условиях оценочные средства профэкзамена могут формироваться под потребности системы образования конкретного региона. Чем больше база накопленных данных, тем легче задать параметры, позволяющие оценить выполнение конкретной трудовой функции, действия или умения в нужном контексте.