Любовь Духанина представила на ММСО доработанный проект профстандарта педагога СПО

6 Мая

Доработанный проект профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования» обсудили 30 апреля участники Московского международного салона образования. В рамках панельной дискуссии «Ядро профессиональных педагогических компетенций и квалификаций современного преподавателя СПО» презентацию проекта провела председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина.

«Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования работает над «сквозными» профессиями, — отметила в начале своего выступления Духанина. — Педагоги СПО работают в организациях Министерства культуры, Министерства спорта, Министерства обороны. В этой связи мы обязаны обеспечить обсуждение профстандарта во всех отраслях, где задействованы люди, обеспечивающие реализацию образовательных программ в сфере профессионального обучения и среднего профессионального образования».

Духанина рассказала, что в профстандарте выделено шесть обобщенных трудовых функций. Среди них преподавание, организация и проведение учебно-производственного процесса, организационно-педагогическое сопровождение обучающихся, проведение профориентационных мероприятий для детей дошкольного возраста, школьников и их родителей, организационно-методическое сопровождение учебного процесса. Эти пять функций относятся к шестому квалификационному уровню. Последняя же — научно-методическое и учебно-методическое сопровождение реализации образовательных программ — отнесена к более высокому, седьмому, уровню квалификации.

По словам председателя СПК в сфере образования, в профстандарте заложена модель, которая позволяет обеспечивать профессиональный рост педагогов. Это достигается за счет выделения квалификационных подуровней — 6.1, 6.2, 6.3, 7.1, 7.2, — каждый из которых содержит свой набор трудовых функций. Таким образом, профстандарт становится навигатором роста и развития преподавателей и методистов.

Особое внимание в документе уделено методической составляющей, подчеркнула Духанина. По ее мнению, методист должен понимать особенности федеральных государственных образовательных стандартов в СПО и помогать педагогу в организации практико-ориентированного обучения.

Духанина также сообщила, что одной из дискуссионных точек при разработке профстандарта стало осуществление педагогом СПО научно-исследовательской деятельности. «Учет исследовательских компетентностей в профстандарте необходим, — отметила она. — Сейчас проект профстандарта предполагает траекторию роста до старшего методиста». Наиболее остро недостаток исследовательских компетенций, по мнению Духаниной, проявляется при разработке учебно-методических материалов.

Без внимания при обсуждении не осталась цифровая трансформация колледжей и техникумов. Профстандарт содержит требования использовать дистанционные технологии, электронное обучение и цифровые средства для всех преподавателей. На основе осознанного и комплексного использования цифровых технологий Сетевой университет «Знание» разработал программу для лидеров изменений образовательный среды, сообщила Духанина.

В обсуждении проекта профстандарта также приняли участие президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Демин, исполнительный директор Национального методического совета по технологическому образованию Дмитрий Махотин, директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Виктор Блинов, научный руководитель группы проектов «Карьера в России» Сергей Гиль и другие эксперты.