Механизмы государственного регулирования распределения контрольных цифр приема обсудили на расширенном заседании Экспертного совета по вопросам высшего образования Госдумы

13 февраля председатель СПК в сфере образования, председатель Экспертного совета по вопросам высшего образования, управления экономикой знаний, дебюрократизации в сфере высшего образования, повышения качества образовательной деятельности Любовь Духанина приняла участие в расширенном заседании Экспертного совета при комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию «Государственное регулирование механизма распределения контрольных цифр приема в современных условиях».
Участниками и спикерами заседания выступили первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга, член Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Ольга Пилипенко, председатель Экспертного совета по управлению в области высшего образования и науки при Комитете Госдумы по науке и высшему образованию Марина Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Елена Мухтиярова.
Участники обсудили осуществляемую работу по совершенствованию процедуры и сроков распределения КЦП: оперативное формирование объема, состава уровней и направлений подготовки для системы образования, определение перспектив, потребностей и задач развития сферы образования и науки.
Председатель СПК обозначила роль инструментов национальной системы профессиональных квалификаций в проектировании и прогнозировании востребованных на рынке труда результатов образовательных программ —закреплении на законодательном уровне понятия «практическая подготовка», внедрении профессионально-общественной аккредитации, введении нескольких подуровней квалификации учителя общего образования, начале разработки профстандартов «Наставник» и «Методист».
«Задача подготовки квалифицированных кадров, востребованных в условиях современной экономики, никогда не теряла своей остроты. Её сложность в том, что решение лежит на стыке самых разных интересов. Есть стратегические интересы государства, регулятора, образовательной организации, работодателя. И есть интересы и потребности будущего потенциального работника и его семьи, которые рассматривают систему образования как важный социальный лифт. И если мы не учитываем какую-либо из составляющих, не принимаем её во внимание, то работа, которую мы ведем, не приведет к нужному результату. Например, если контрольные цифры приема не будут учитывать прогнозные потребности экономики, мы всегда будем готовить специалистов к экономике вчерашнего дня», — отметила Духанина.
Духанина обратила внимание присутствующих на проблему прогноза и мониторинга трудоустройства выпускников образовательных организаций. «Ни одна система прогноза не будет работать на 100%. Необходим анализ рисков, анализ рынка новых профессий, работа центров прогнозирования и мониторинга сценариев, принятия решений. Государственное регулирование распределения контрольных цифр приема — это не только основой инструмент государственной и кадровой политики. Это элемент большой стратегии, который, с одной стороны, должен отвечать требованиям сегодняшнего времени, с другой— работать на перспективу (в том числе, на ближайшие 3-4 года)», — заключила Духанина.
Стоит отметить, что педагогика, медицина, а также инженерные, технические и сельскохозяйственные направления подготовки являются лидерами по количеству бюджетных мест этого года. Выделение бюджетных мест на образование и педагогические науки подкрепляется ростом спроса на специалистов в сфере образования на 20% в 2022 году.