Любовь Духанина приняла участие в экспертной сессии по снижению бюрократической нагрузки в сфере образования

24 января

Формирование нормативно-правовых оснований для снижения бюрократической нагрузки в системе образования обсудили в РАНХиГС участники экспертной сессии 24 января 2023 года.

В дискуссиях приняли участие представители Администрации Президента, Государственной Думы, Минпросвещения, Минобрнауки, Рособрнадзора, а также шести пилотных регионов, в которых апробируются подходы к сокращению бюрократической нагрузки в системе образования: региональные министры и их заместители, руководители контрольно-надзорных органов, руководители и педагоги образовательных организаций.

«Проблема бюрократической нагрузки на учителя комплексная. Она возникает не только в части заполнения школьной документации. В деятельности школы и, как следствие, учителя, неизбежно возникают новые задачи или новые способы их выполнения. Объем выполнения новых трудовых функций в деятельности педагогических работников требует введения отдельных должностей. Эти вопросы очень внимательно изучаются Советом по профессиональным квалификациям в сфере образования», — отметила в своем вступительном слове председатель СПК в сфере образования, председатель экспертного совета Комитета Госдумы по науке и высшему образованию по вопросам высшего образования, управления экономикой знаний, дебюрократизации в сфере высшего образования, повышения качества образовательной деятельности Любовь Духанина.

Она отметила, что доля бюрократической нагрузки и административной работы в общем объеме трудозатрат российского педагога превышает показатели по другим странам. Более того, педагог включен в сложный и динамический процесс реализации социальной политики и в силу своей подконтрольности и доступности для управленческих структур наделяется таким функционалом, для реализации которого не имеет достаточных ресурсов.

24 января.JPG

«Проведенный Советом мониторинг рынка труда показал, что на одну ставку по должности работают лишь 30,19%. Мы проанализировали, выполнению каких трудовых обязанностей и поручений педагоги уделяют больше всего времени. Респонденты в свободной форме назвали от 1 до 3-х самых трудозатратных трудовых функций, действий и обязанностей — в общей сложности были названы 31507 различных формулировок. Контент-анализ показал, что большая часть названных трудовых функций связаны с преподаванием учебных предметов и курсов внеурочной деятельности. Но существенная часть педагогов выделяют деятельность классного руководителя и заполнение школьной отчетности как самую трудоемкую», — добавила Духанина.

Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев напомнил, что работа по снижению бюрократической нагрузки в системе образования ведется уже около двух лет. Рособрнадзор предпринял ряд шагов, чтобы сократить эту нагрузку со своей стороны. Уже ликвидированы мониторинги управленческих механизмов и качества дошкольного образования, внедрены новые модели лицензирования и аккредитации образовательной деятельности, ведется оптимизация процедуры проведения всероссийских проверочных работ, реализуется комплекс мер по снижению бюрократической нагрузки в регионах, осуществляется мониторинг забюрократизированности регионов, ведется разработка единых для всех регионов подходов к контрольно-надзорной деятельности.

Минпросвещения России своим приказом утвердило перечень из пяти документов, за пределами которого никто не вправе требовать от учителей школ ведения иной документации. Сейчас аналогичные перечни разрабатываются для воспитателей детских садов, преподавателей вузов и СПО. «К 1 марта мы должны внести обсужденные и согласованные всеми ведомствами поправки в законодательство, а к 1 сентября прийти к тому, что аналогичные перечни появятся по всем уровням образования», — сообщил Анзор Музаев.

24 января_.JPG

По словам главы Рособрнадзора, на региональном уровне еще предстоит провести работу по сокращению количества мониторингов, количества и объема отчетных форм, сформировать систему «фильтров» для запросов от других ведомств.

Советник руководителя Рособрнадзора, руководитель-координатор межведомственной рабочей группы по снижению бюрократической нагрузки Наталья Алтыникова отметила, что функционал различных категорий педагогических работников до конца не определен, что также влечет за собой избыточную документационную нагрузку. Оптимизации требуют существующие мониторинги и информационные системы, в рамках которых собираются различные данные о системе образования. Для контроля за соблюдением установленных ограничений необходимо сформировать эффективный механизм контрольно-надзорной деятельности и механизм административных наказаний за нарушение требований к документационной нагрузке.

В обсуждении также приняли участие ректор ФГБОУ ВО «РАНХиГС» Алексей Комисаров, референт Управления Президента РФ по научно-образовательной политике  Андрей Гудков, заместитель руководителя Фракции «Единая Россия» Алена Аршинова, заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева, заместитель министра образования и науки РФ Ольга Петрова, руководитель проекта V «Сферум» Рубен Акопов.

Во второй части экспертной сессии работали дискуссионные площадки по четырем направлениям: дошкольное образование, основное общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование. Эксперты обсудили содержание работ по снижению объема документации, выработали и представили свою позицию относительно минимального перечня документов, который должен составлять преподаватель и образовательная организация, а также высказали предложения относительно законопроекта, направленного на снижение бюрократической нагрузки. Предложения участников сессии были внесены в резолюцию.

доп.материалы: основная презентация , презентация "Итоги стратегической сессии"