Любовь Духанина: Миссия нашего Совета — консолидировать усилия

4 июля

В «Учительской газете» вышло большое интервью с председателем Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Любовью ДУХАНИНОЙ. В 2024 году Совет отмечает свой первый юбилей. Любовь Николаевна ответила на вопросы о главной миссии и основных достижениях СПК в сфере образования за этот период.

– Расскажите, пожалуйста, о главных достижениях Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования.

– Пять лет для нас — важная отметка, повод оглянуться назад, подвести некоторые итоги нашей работы. С уверенностью могу сказать, что за этот срок мы смогли добиться существенного прогресса по целому ряду направлений.

Во-первых, на момент создания СПК в сфере образования в России уже были утверждены 6 профстандартов для образовательной сферы — разного качества и на основе разных подходов. Поэтому мы приняли на себя ответственность не только за создание новых профстандартов, но и за актуализацию уже имеющихся. И самое главное — за выстраивание их общей методологии. Была проведена определенная ревизия, в результате от чего-то даже пришлось отказаться. Так, уже на первом заседании Совета был рассмотрен вопрос о применении профстандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». В результате он был признан не соответствующим современным потребностям развития системы профессионального образования и обучения. Мы предложили Министерству труда признать данный профстандарт недействительным. Что и было сделано. А СПК занялся разработкой новых профстандартов — отдельно для СПО, отдельного для высшего и отдельно для дополнительного профессионального образования. Сейчас за Советом закреплены уже 12 профессиональных стандартов в области образования и науки. Еще один — «Няня» — хоть и не относится к сфере государственного образования, но находится в ведении СПК в сфере образования.

Во-вторых, сегодня в образовании успешно заработал механизм независимой оценки квалификации. Ее проходят как действующие учителя и преподаватели колледжей, так и студенты педагогических специальностей высшего и среднего профессионального образования. За два года профессиональный экзамен сдали 133 учителя, 40 преподавателей колледжей и 213 выпускников колледжей и вузов. До конца июня профессиональный экзамен будут сдавать еще 65 студентов.

Для проведения независимой оценки была разработана специальная линейка профессиональных квалификаций «Учитель», отражающая многообразие и сложность педагогического труда. Три уровня квалификации различаются степенью сложности решаемых педагогом задач: 6.1 — решение стандартных задач, 6.2 — решение задач профессиональной деятельности в нестандартных условиях, 6.3 — решение задач педагогического проектирования на основе передового опыта. В 17 российских регионах открыты экзаменационные центры нашего Совета, в которых можно сдать профессиональный экзамен.

Наконец, экспертами нашего Совета была разработана и утверждена специальная модель профессионально-общественной аккредитации образовательных программ подготовки педагогических кадров. Работа над ней велась совместно с Московским городским педагогическим университетом. Данная модель предполагает привлечение к проведению профессионально-общественной аккредитации высококлассных экспертов. Кандидаты в эксперты должны продемонстрировать высокий уровень профессионализма и пройти специальное обучение по разработанной нами образовательной программе. В настоящий момент в нашем реестре 43 эксперта. В марте этого года Совет наделил полномочиями на проведение профессионально-общественной аккредитации по своей модели Общероссийскую общественную организацию «Российское профессорское собрание».

– У каждого Совета есть свои определенные функции и, конечно же, главная миссия. Поделитесь с нашими читателями.

– Советы по профессиональным квалификациям формируются по различным отраслям или видам профессиональной деятельности. Миссия нашего Совета — консолидировать усилия работодателей, органов власти, профсоюзных и общественных организаций для решения вопросов развития системы профессиональных квалификаций в сфере образования. В практическом плане это выражается в создании инструментов, необходимых для повышения качества работы педагогов и рационального управления карьерными траекториями педагогов на протяжении всей их трудовой деятельности.

Сегодня педагоги имеют дело с новыми задачами. Это новые вызовы воспитательной работы. Это работа в непростой информационной среде. Это метапредметные результаты, функциональная грамотность, формирование эмоционального интеллекта. Это инклюзия, работа с одаренными детьми, поддержка отстающих и многое-многое другое. Важнейшим инструментом представления этих задач в единой модели педагогического профессионализма мы видим систему квалификаций.

Мы проводим ежегодный мониторинг рынка труда в образовании, разрабатываем и актуализируем профессиональные стандарты и квалификации, экспертируем ФГОС по педагогическим направлениям и специальностям высшего и среднего профессионального образования, организуем профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ и независимую оценку квалификации будущих и действующих педагогов.

IMG_8167 (1).jpg

Конечно, ключевой элемент этой системы — профстандарт. Он является ориентиром для колледжей и вузов, так как на его основе разрабатываются профессиональные компетенции в образовательных программах подготовки педагогов. После выпуска из образовательной организации молодой педагог трудоустраивается, и ориентиром при заключении трудового договора с работодателем выступает опять же профстандарт. На его основе строится профессионально-общественная аккредитация программ, независимая оценка квалификации. Наконец, на основе профстандарта сегодня разрабатываются и программы повышения квалификации и профпереподготовки, которые педагог может пройти после профэкзамена.

– В мае в Национальном агентстве развития квалификаций состоялся Консультационный семинар по вопросам применения профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации. Программа мероприятия формируется исходя из вопросов, поступающих в Национальное агентство развития квалификаций. Какие стояли наиболее остро?

– У образовательных организаций много вопросов. Часто спрашивают, обязательно ли вообще применение профстандартов, и как его применять в условиях дефицита кадров и повышенной нагрузки на педагогов. Согласно правовым нормам, для всех государственных и муниципальных организаций профстандарты применяются на обязательной основе. При этом сам профстандарт одновременно является документом обязательным и рекомендательно-методическим. Он обязателен для применения работодателями в части требований к квалификации работника. А всё, что касается описания профессиональной деятельности — трудовые функции и наборы трудовых действий — носит характер рекомендательный. Создать свой профессиональный стандарт для каждой организации невозможно. Поэтому наборы трудовых функций, трудовых действий можно расширять. Или, напротив, брать необходимые, исходя из специфики организации и функционала сотрудника.

Поэтому, вопреки некоторым опасениям, профстандарт не загружает педагога новыми функциями, а напротив — описывает специфику педагогической работы, проводит границу между ней и другими видами деятельности. Он описывает, какие именно трудовые функции и трудовые действия может совершать учитель. Ничего из того, что педагог не должен делать, в профстандарт не входит.

Также часто спрашивают, как независимая оценка квалификации соотносится с аттестацией, как связаны между собой квалификационные категории и уровни квалификации в профстандартах. Аттестация во многом строится на результатах деятельности педагога, в том числе достижениях обучающихся. Независимая оценка показывает уровень его профессионализма, способность решать те или иные профессиональные задачи. Есть успешные примеры совмещения этих процедур. Например, в Красноярском крае учителям, успешно прошедшим независимую оценку квалификации в декабре 2022 года, по результатам профессионального экзамена была присвоена квалификационная категория. Аттестационная комиссия региона приняла решение об установлении соответствия между уровнем квалификации 6.1 и первой квалификационной категорией. Это был первый опыт в нашей стране, и к его тиражированию уже проявляют интерес другие регионы.

Конечно же, педагогов интересует, как будет связана система квалификаций и модель оплаты труда. Профсоюзы уже предлагают вернуться системе со ставками, устанавливаемыми в зависимости от квалификации работников и сложности работ. За основу предлагается взять национальную систему квалификаций. Уровневая структура профессионализма учителя — это первый шаг к реальной дифференциации заработной платы.

При этом уже сейчас свидетельство о квалификации показывает, на каком уровне педагог может использовать новые эффективные технологии в работе, участвовать в инновационной деятельности, использовать современные технологии. Всё это можно учитывать при установлении стимулирующих выплат.

– А что сегодня в общем находится на обсуждении? Возможно, появились новые квалификации и профессиональные стандарты (характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности)?

– На завершающей стадии утверждения находятся профстандарты, касающиеся СПО. Это «Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования» и «Руководитель профессиональной образовательной организации». Завершено профессионально-общественное обсуждение проекта профстандарта «Педагогический работник высшего образования». Ведется работа по актуализации профстандарта «Педагог-психолог» в части введения в профстандарт должности «психолог в высшем образовании».

Инициативу проявляют общественные организации. Российские студенческие отряды взялись за актуализацию профстандарта «Вожатый» с целью введения квалификации «помощник вожатого», которая очень востребована в педагогических студенческих отрядах. СПК в сфере образования активно помогает этим организациям, координируя разработку профстандартов и сопровождая разработчиков на всех этапах: от регистрации уведомления о старте работ до отправления в Минтруд России итогового проекта.