Духанина: В разработке профстандарта «Наставник» участвовали более 600 экспертов и 166 предприятий
В разработке профстандарта «Наставник» участвовали более 600 экспертов и 166 предприятий. Об этом сообщила председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина в ходе круглого стола «Применение инструментов национальной системы квалификаций и развитие взаимодействия бизнеса и образования в подготовке кадров: полный цикл». Круглый стол состоялся в рамках Всероссийской конференции «Кадровое обеспечение развития экономики РФ: полный цикл» 25 сентября.
«Изученные практики и эффективные модели наставничества, которые сложились в ведомствах, корпорациях, общественных и образовательных организациях учтены при разработке профстандарта «Наставник», — подчеркнула Духанина. — «Наставник ставит перед наставляемым или перед целой проектной командой учебно-производственные задачи, а рабочие задачи может превращать в обучающие и развивающие. Фактически наставник готовит к тому, что вся дальнейшая деятельность может выстраиваться как набор задач — управленческих, конструкторских, творческих или исследовательских. Это кардинально меняет наши представления о содержании профессионального образования и позволяет осуществить смычку науки, промышленности и образования на всех уровнях подготовки, от общего до послевузовского».
По словам Духаниной, внедрение наставничества положительно влияет и на экономические показатели: каждый вложенный рубль во внедрение наставничества приносит 6,3 рублей прибыли, т.е. наставничество как инструмент показывает серьезную экономическую эффективность. Это особенно важно в условиях технологической гонки, которая требует высококвалифицированных кадров. «По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, главная проблема в решении задачи повышения производительности — ловушка «дешевого труда», которая препятствует роботизации и автоматизации рабочих мест. Когда в Газпроме внедряли водооборотные узлы с установкой дозирования реагентов, выяснилось, что персонал недостаточно квалифицирован. Потребовалось разработать систему обучения и наставничества. Производительность труда повысилась на 10%, срок окупаемости обучения и наставничества специалистов по работе с новой установкой был определен в 154 дня. Для технологического рывка необходима в первую очередь сшивка вектора развития отраслей и производств со сферой профессионального образования и неоднократной переподготовки. Это подчеркивает важность развития наставничества», — заключила Духанина.