Духанина: Универсальные компетенции — неотъемлемая часть профессиональных компетенций педагогов
Разработка концептуальных моделей оценки универсальных компетенций студентов требует опоры на анализ и интеграцию лучших практик. Утверждать о необходимости единой методологии оценки пока преждевременно. К такому выводу пришли участники вебинара, состоявшегося 25 ноября 2024 года. Организаторами мероприятия выступили Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования, Управление квалификаций и компетенций Государственного университета просвещения и Центр оценки квалификаций специалистов Самарского филиала РАНХиГС.
«С моей точки зрения, универсальные компетенции являются частью профессиональных компетенций педагога. Они неразрывно связаны с осуществлением профессиональной педагогической деятельности. Их развитие влияет на эффективность и качество образовательного процесса. Невозможно представить себе высококвалифицированного педагога, не обладающего сформированными на высоком уровне профессиональными компетенциями» — заявила председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина.
В ходе мероприятия директор Самарского филиала РАНХиГС Виктория Прудникова представила исследование запроса работодателей на формирование универсальных компетенций студентов педагогических вузов. Она отметила, что требования работодателя практически не зависят от региональных особенностей, статуса и размера школы, что позволяет включать универсальные компетенции в описание отраслевых рамок квалификации. Ведущий научный сотрудник Самарского филиала РАНХиГС Галина Голуб поделилась результатами проведенного исследования и представила примеры инструментов оценки универсальных компетенций будущих педагогов.
Эксперты отметили, что в настоящее время универсальные компетенции не представлены в составе требований к квалификации педагогических работников. Для их оценки не хватает надежного инструментария, а существующие практики оценивания пока разрознены и не подкреплены методологическими основаниями. «Перед нами стоит ключевая задача — интеграция инструментов оценки в программы педагогических университетов и повышение качества подготовки будущих педагогов. Понимание и разработка этих механизмов должны быть основаны на концепции подготовки педагогических кадров до 2030 года. Учитывая множество подходов и моделей, необходимо не только апробировать, но и синтезировать лучшие практики, чтобы создать согласованную систему. Это предполагает активное участие всех заинтересованных сторон в разработке и реализации планов, основанных на успешных моделях и апробированных инструментах», — заключила Духанина.
Участвовавшие в дискуссии представители Высшей школы экономики и Московского городского педагогического университета предложили продолжить обсуждение современных инструментов оценки компетенций, в том числе таких как симуляционные среды и тренажеры, а также объединить усилия в разработке общих инструментов оценивания. Это предложение было поддержано председателем СПК в сфере образования. Цикл мероприятий по оценке профессиональных компетенций будет продолжен в 2025 году.
С трансляцией мероприятия можно ознакомиться в официальной группе СПК в сфере образования ВКонтакте https://vk.com/video-207300805_456239051