Духанина: учебники для СПО должны иметь практическую направленность и отвечать современным требованиям

Содержание образовательных программ и учебников должно обеспечивать готовность выпускников к текущей производственной деятельности и развивать у них мета-компетенции, позволяющие оперативно осваивать новые знания и адаптироваться к изменяющимся технологическим требованиям и задачам. Эту точку зрения выразила председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина на пресс-конференции «Современный учебник: взгляд работодателей на содержание и качество». Обсуждение одной из наиболее острых проблем среднего профессионального образования провело Национальное агентство развития квалификаций.
Духанина
рассказала, что в феврале Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям утвердил проект профстандарта «Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования». Он устанавливает требования к квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, а также подробно описывает их функции, знания и умения. Так, для освоения каждой дисциплины на основе примерной рабочей программы преподаватель составляет свою рабочую программу. Рабочие программы предусматривают формирование общих компетенций в общеобразовательных дисциплинах и профессиональных компетенций в специальных. Преподаватель должен уметь оценивать и выбирать учебники из тех, что допускаются к использованию федеральным перечнем, знать их содержание и современные требования к учебной литературе. Это подчеркивает важность экспертизы, проводимой с позиций Национальной системы квалификаций.
«Несмотря на улучшение ситуации с учебниками по профильным дисциплинам за последние двадцать лет, возникли новые вызовы. В частности, согласно Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности, в СПО, в содержание учебных предметов включаются прикладные модули. Институт развития профессионального образования разрабатывает технологические карты практических занятий таких модулей для укрупненных групп профессий и специальностей, демонстрирующие изучение общеобразовательных дисциплин через призму профессии, что стимулирует обучающихся к успешной профессиональной деятельности», — отметила председатель Совета.
Алла Факторович, заместитель генерального директора Национального агентства и модератор пресс-конференции, подчеркнула, что студентам необходим учебник-навигатор. Он должен направить их, дать базовые знания и умения, научить отличать факты от мнений и научные данные от вымыслов. В 2024 году Национальное агентство приняло решение о возрождении экспертизы учебников, и эта инициатива получила поддержку Национального совета при президенте РФ по профессиональным квалификациям, добавила она. В свою очередь Артем Шадрин, генеральный директор Национального агентства, отметил, что экспертиза выступает важным инструментом, повышающим актуальность и востребованность учебных пособий в образовательном процессе. Механизм экспертизы учебных пособий СПО является результатом взаимодействия с работодателями и служит эффективным средством влияния на качество образовательных программ.