Духанина: Цифровые технологии гибкого управления экосистемой образовательной организации дают конкурентное преимущество

1 июля

На площадке Университета Иннополис в Казани прошел Форум DID Summer Camp 2022. Более 600 зарегистрировавшихся участников высшей школы и 70 руководителей высокотехнологических компаний обсудили искусственный интеллект, развитие цифровых университетов, коммерциализацию вузов и тренды в метавселенных. Председатель СПК сфере образования Любовь Духанина в рамках форума выступила на двух площадках.

На пленарном заседании Духанина рассказала о профстандартах как инструменте цифровой трансформации университета. «В последние два года в системе образования прочно закрепилось понятие «цифровая зрелость». Это один из основных показателей «цифровой трансформации» — национальной цели России на период до 2030 года. Важнейший индикатор достижения «цифровой зрелости» в высшем образовании и науке является доля университетских работников, обладающих цифровыми компетенциями. СПК в сфере образования прилагает все усилия для того, чтобы одним из инструментов цифровой трансформации стала система квалификаций в образовании», — сказала Духанина.

На примере профессионального стандарта «Педагогический работник высшего образования» она показала, как за счет уровня квалификации расширяются и усложняются цифровые компетентности педагога. «Они пронизывают и преподавание, и научную деятельность, и участие во внешних коммуникациях вуза», — заявила председатель СПК в сфере образования.

По ее словам, в ходе профессионально-общественных обсуждений было получено много предложений. В частности, ФУМО высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» предложило выделить умение применять современные технические средства обучения и образовательные технологии. Это важно для работы с разными контингентами: ребятами с ОВЗ, с проблемами в развитии, с трудностями в обучении, одаренными и другими. Духанина сообщила, что цифровые компетентности также отражены в профстандарте руководителя вуза.

Детализация требований в профстандарте необходима для возможности дальнейшей реализации независимой оценки квалификаций на их основе. В 2022 году была проведена апробация процедуры совмещения государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации в среднем профессиональном и высшем образовании. В ней приняли участие 23 студента Псковского государственного университета и 47 студентов педагогических колледжей Свердловской области. Экзамен проходил полностью в цифровом формате на специальной платформе.

На заседании отраслевой рабочей группы Духанина осветила вопрос цифровых компетенций в профстандартах в сфере образования. «Национальная система квалификаций должна обеспечить формирование «рынка квалификаций», где ценность работника будет определяться его реальным профессиональным уровнем. Но, кроме этого, она позволяет пересобрать систему образования, систему подготовки кадров на основании актуальных задач», — сообщила она. Духанина отметила, что профстандарты в сфере образования задают требования к 3,5 млн педагогических работников в России, которые ежегодно обеспечивают качество образования 17 млн школьников и 6 млн студентов.

На сегодняшний день СПК в сфере образования принял на себя ответственность за выстраивание общей методологии создания системы квалификаций в сфере образования. Лидер Совета обозначила главную задачу — обеспечить непрерывность образования от детского сада до постдипломного обучения. Эта преемственность должна обеспечиваться в том числе за счет трудовых действий педагога на каждом уровне образования. Духанина пояснила, что перечень и содержание трудовых действий педагога по формированию ИКТ-компетентностей расширяется по мере взросления обучающегося. Начиная с дошкольного возраста, где воспитатель в детском саду формирует общую информационную культуру, и заканчивая развитием ИКТ-компетентностей в профессиональном образовании, которое связано с будущей профессиональной деятельностью, содержание которого включено в цикл профессиональных дисциплин.