Духанина: Система квалификаций позволяет «пересобрать» систему образования и подготовки кадров на основе профстандартов

25 Октября

Инструменты национальной системы квалификаций, которые внедряет СПК в сфере образования, способствуют «пересборке» системы подготовки кадров. Уже по итогам первых профэкзаменов будущих учителей вузы и колледжи стали вносить корректировки в свои образовательные программы. Об этом рассказала в ходе конференции в Российской академии образования председатель Совета Любовь Духанина.

«Вузы всегда были и будут тем пространством, которое обеспечивает движение страны вперед, это пространство формирования новых знаний, пространство формирования инноваций. Вузы работают на международных рынках, содействую развитию городской и региональной среды, формируют местные сообщества», — отметила Духанина.

Она рассказала о практике внедрения профессиональных стандартов работников высшей школы. С 1 сентября 2021 года в силу вступил разработанный Советом профстандарт «Руководитель образовательной организации высшего образования». Документ описывает требования к квалификации ректора, президента и научного руководителя вуза. Работники, выполняющие эти трудовые функции, относятся к девятому уровню квалификации — высшему в национальной системе квалификаций.

Также Духанина поделилась информацией о ходе разработки профстандарта «Педагогический работник высшего образования». «Это очень сложный профессиональный стандарт, потому что он описывает деятельность преподавателей, работающих по разным образовательным программам в разных системах. Это вузы, находящиеся в ведении Министерства образования и науки, вузы министерств культуры, спорта, обороны, сельского хозяйства и других ведомств», — пояснила она.

В проекте профстандарта трудовые функции педагогов дифференцированы по подуровням квалификации. Модель компетенций педагогов предполагает, что один работник может выполнять разные трудовые функции на разных уровнях квалификации.

Кроме того, Духанина рассказала об опыте первого в сфере образования профессионального экзамена в формате ГИА-НОК. Его будущие учителя из Псковского государственного университета и колледжей Свердловской области сдали в июне 2022 года.

«Складывающаяся система независимой оценки квалификаций показала, что позволяет влиять на качество образования. По итогам профессионального экзамена мы дали рекомендации для всех образовательных организаций, и они успели скорректировать свои программы уже к 1 сентября», — заключила Духанина.

На конференции «Новый вектор развития высшего образования в России: проблемы и перспективы на современном этапе» обсуждались проблемы и перспективы развития высшего образования на современном этапе. На мероприятии обсуждались проблемы «постболонского процесса», будущего подготовки кадров в системе «бакалавриат-магистратура» и применения профстандартов при проектировании образовательных программ. В мероприятии приняли участие президент РАО Ольга Васильева, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Алексей Левченко, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин, председатель Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки Владимир Филиппов и другие эксперты.

Запись конференции доступна по ссылке: https://youtu.be/COMIJRo6YEk