Духанина: Развитие личностного потенциала — важная идея для российских школ

25 Августа

«Современная система образования пронизана идеей успеха и успешности, а также одаренности и её развития. У учителей возникает вопрос, неужели дети, у которых одаренности нет, не нужные и неперспективные. Поэтому идея развития личностного потенциала учащихся как совокупности умений и установок, позволяющих стать хозяином собственного ресурса, находит такой отклик. Сюда входит способность ставить цели и двигаться к их достижению, осуществлять самоопределение, принимать решения, делать выбор, выстраивать устойчивую реальную картину мира», — пояснила Духанина.

По ее словам, наша страна находится перед лицом беспрецедентных вызовов, и с точки зрения технологий и мастерства школа не всегда может на них ответить. Социализация детей не столько завит от школы, как от интернета. В эпоху «постправды» ребенок, плохо работающий с информацией, уязвим. На сегодняшний день происходит становление экономики внимания, где внимание — главный ресурс, за который идет борьба. И педагогические задачи связаны не только с развитием личностного потенциала, но и с тем, чтобы этот потенциал никем не использовался в чуждых ребенку целях. В том числе, чтобы ребенок не начал действовать себе во вред.

Ресурсов для работы с этими вызовами не так много. При этом новый ФГОС для средней школы их учитывает и определяет новые требования к образовательному результату, говорит председатель СПК в сфере образования.

Подготовку педагогов к ответу на вызовы времени обсудили во второй день сессии. Духанина остановилась на возможностях, которые открывает система педагогических квалификаций. Основной ее элемент — профессиональные стандарты. На сегодняшний день в образовании действуют семь профстандартов педагогических и руководящих работников. СПК в сфере образования ведет работу над созданием ещё девяти. Особое место уделяется готовности педагогов работать над развитием личностного потенциала обучающихся. Все специалисты в области воспитания объединены целью формирования у обучающихся опыта социально и личностно значимой деятельности.

Актуализируемый проект профстандарта учителя, находящийся на этапе общественного обсуждения, отличается уровневым подходом к описанию профессиональной компетентности. Но даже студент должен уметь применять технологии, основанные на знании законов развития личности. А квалификация педагога с законченным образованием предполагает умение осуществлять мониторинг личностных характеристик и учет личностных особенностей.

Духанина обратила внимание, что оценить готовность учителя к решению педагогических задач позволяет независимая оценка квалификации. Она проводится на добровольной основе в формате профессионального экзамена. В этом году экзамен сдали 25 студентов Псковского государственного университета и 46 студентов педколледжей Свердловской области. Лучше всего студенты справились с заданиями о дидактических принципах обучения, выборе учебников и УМК, о диагностике межличностных отношений. Затруднения вызвали вопросы по сути деятельностного подхода. Также сложности возникли с нормативной базой, например, требованиями СанПиН к электронным средствам обучения, структурой образовательной программы, локальными актами образовательной организации, с инклюзивными походами и развитием детей с ОВЗ.

«По самым сложным вопросам необходимы модельные микрокурсы повышения квалификации, в которых также должен быть заложен уровневый подход. Чтобы их прохождение позволяло перейти с уровня, например, 6.1 на уровень 6.2. В планах — формирование на основе системы квалификаций полноценного цифрового педагогического университета», — заключила Духанина.