Духанина: Разработка и внедрение профстандартов — новое направление научных исследований в сфере образования

31 октября

Научно-методическое обеспечение разработки профстандартов обсудили в Российской академии образования. О том, какие подходы применяются при их разработке в сфере профессионального образования, о методологии построения рамок квалификаций и важности появления тематики профстандартов в перечне актуальных исследований рассказала председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина.

В семинаре-практикуме «Актуальные вопросы развития системы среднего профессионального образования», прошедшем на площадке РАО 30 октября 2023 года, приняли участие представители академического сообщества, эксперты, молодые исследователи в сфере наук об образовании, сотрудники колледжей.

Открывая мероприятие, академик РАО, и.о. вице-президента РАО Михаил Стриханов обозначил актуальные проблемы развития системы СПО на современном этапе. К проблемам проведения диссертационных исследований сферы профессионального образования привлек внимание слушателей член-корреспондент РАО, заместитель директора ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов. Также он рассказал о разработанном РАО и Минобрнауки России Перечне актуальных тематик диссертационных исследований в области наук об образовании.

О научных основаниях формирования Национальной системы квалификаций рассказала ведущий сотрудник Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, заведующая лабораторией развития среднего профессионального образования РАО Екатерина Есенина.

Председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина отметила, что одним из перспективных направлений в этой области является научное сопровождение разработки и внедрения профессиональных стандартов.

«Чем сложнее и квалифицированнее описываемая профстандартом деятельность, тем сложнее приходится его разработчикам. При разработке профстандартов в сфере образования необходимо учесть множество различных аспектов, которые требуют открытого обсуждения и согласования с педагогическим и научно-педагогическим сообществом», — отметила Духанина. По ее словам, при создании стандартов по видам профессиональной деятельности в системе образования применяются различные подходы, учитывающие этапы жизненного цикла образовательной программы, этапы педагогического процесса и аспекты деятельности педагога, не связанные непосредственно с преподаванием.

Духанина также рассказала о работе, которую ведет СПК в сфере образования над профстандартами сферы СПО: «Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования» и «Руководитель профессиональной образовательной организации».

«Оба профстандарта выстроены в единой логике. И представляют собой готовую модель, которую система СПО может смело брать в работу. После их внедрения мы можем двигаться в сторону решения более сложной научно-методологической задачи — разработки рамки квалификаций среднего профессионального образования», — сказала Духанина.

Также председатель СПК отметила появление тематики профстандартов в перечне исследований в сфере наук об образовании. Возможные темы охватывают проектирование отдельных профстандартов, согласование их требований с федеральными образовательными стандартами, исследование роли Национальной системы квалификаций в подготовке кадров.

«Разработка профессиональных стандартов и отраслевых рамок квалификаций — новое научное направление. Но оно, несмотря на свою юность, уже получило признание научно-педагогического сообщества», — заключила Духанина.