Духанина ответила на вопросы участников консультационного семинара —рассказала о кадровой политике и применении профстандартов в сфере образования

20 апреля

Ведущие эксперты национальной системы профессиональных квалификаций — председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина, руководитель Базового центра подготовки кадров АНО НАРК Ольга Клинк, директор Центра развития профессиональных квалификаций ВНИИ труда Ольга Зайцева обсудили вопросы применения профессиональных стандартов, процедур и методик независимой оценки квалификации, развития взаимодействия работодателей и образовательных организаций в подготовке кадров.

Обсуждение состоялось 19 апреля 2023 года в рамках консультационного семинара, организованного Национальным агентством развития квалификаций. Программа семинара была сформирована на основе вопросов, поступивших от участников при регистрации.

Духанина обратила внимание участников семинара, что система квалификаций — важнейший инструмент профессионального развития и интеграции задач, с которыми сталкивается педагог, механизм устранения разногласий между сферой профессионального образования и требованиями работодателей. «Инструменты системы квалификаций позволяют пересобрать систему образования, систему подготовки педагогических кадров на основании актуальных задач. Ключевой элемент этой системы — профессиональный стандарт. Квалификация подтверждается в ходе профессионального экзамена на соответствие требованиям профстандарта. А сам стандарт создается профессиональным сообществом и проходит несколько стадий общественного обсуждения. Он является ориентиром для образовательной организации, учитывается при разработке учебной программы», — заключила Духанина.

Председатель СПК в сфере образования обозначила роль профстандартов в вопросах совершенствования системы подготовки педагогических кадров, внедрения механизмов оценки готовности к профессиональной деятельности, рассказала о деятельности Совета по разработке и актуализации профстандартов, а также ответила на вопросы участников семинара.

Один из актуальных вопросов — применение профстандартов, в том числе в сельских школах. «Профстандарт — инструмент, равноприменимый ко всем педагогам: из сельских и городских школ, из государственных, и частных. Профстандарт является обязательным элементом трудового законодательства. Он не только связывает всех участников процесса, кадровое производство, систему управления, охрану труда, делопроизводство, обучение и оплату труда, но и обеспечивают социальные гарантии работников. Вопреки бытующему мнению, профстандарт не «загружает» педагога дополнительно, а напротив — «разгружает» его. Он описывает, какие именно трудовые функции и трудовые действия может совершать учитель. И тем самым регламентирует содержание трудового договора учителя с работодателем. Ничего лишнего из того, что педагог не делает, в профстандарт не входит и не войдет», — ответила Духанина.

Участников семинара также интересовало: «С какой целью сделана градация уровней квалификации в профессиональном стандарте «Педагог»?», «Что дает педагогу свидетельство о квалификации на уровень 6.3?», «Как будут соотноситься квалификационные категории (первая и высшая) и уровни квалификации (6.1, 6.2, 6.3)?», «Как продвигается работа над профстандартом музыкального руководителя ДОУ?»,   «Когда будет утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования?», и ряд других вопросов.

Подробные ответы Любови Духаниной на вопросы участников семинара опубликованы на официальной странице СПК в сфере образования ВКонтакте https://vk.com/spkobr