Духанина: новые профстандарты зададут направления развития среднего профессионального образования

24 июня

С нового учебного года в силу вступят новые профстандарты для системы среднего профессионального образования. Профстандарты педагога и руководителя профессиональной образовательной организации будут играть ключевую роль в развитии системы квалификаций в СПО и зададут направления эффективного развития всей системы подготовки специалистов среднего звена и рабочих кадров. Об этом на прошедшей 19 июня под эгидой Минпросвещения России конференции «Сильные кадры для технологического лидерства» сообщила председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Любовь Духанина

«Профстандарты являются главными ориентирами кадровой политики в образовательных организациях сферы профессионального образования, — отметила Духанина. — Они формируют основу для проектирования программ обучения педагогов, на их основе создаются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, обеспечивающие современное качество образования и своевременное реагирование на запросы рынка труда».

Она рассказала, что в настоящее время к педагогическим работникам профессиональных образовательных организаций применяются два профстандарта: «Специалист в области воспитания» и «Педагог — психолог».

KOR_9246.jpg

В первый профстандарт, включены наборы трудовых функций, соответствующие должностям советника директора по воспитанию, социального педагога, педагога-организатора, воспитателя, старшего вожатого, тьютора. В свою очередь, профстандарт «Педагог-психолог» распространяет свои требования на более чем 3 000 педагогов-психологов, участвующих в реализации программ среднего профессионального образования. Сейчас СПК в сфере образования занимается актуализацией этого профстандарта, сообщила Духанина. Такая необходимость связана с увеличением спектра выполняемых функций, уточнением квалификационных требований и необходимостью описать профессиональную деятельность специалистов разных уровней образования.

С 1 сентября 2025 года вступают в силу два новых профстандарта для образовательных организаций системы СПО: «Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования» и «Руководитель профессиональной образовательной организации».

В первый профстандарт вошло подробное описание функциональных обязанностей преподавателей и мастеров производственного обучения, среди которых функции обучения, методического обеспечения и контроля, а также проведение профориентационной работы с учащимися. Второй профстандарт конкретизирует трудовые функции и действия директора и других управленцев профессиональной образовательной организации.

KOR_9248.jpg

Отдельно Духанина подчеркнула значимость механизма независимой оценки квалификации, позволяющей объективно оценить уровень профессиональной готовности педагогов. Этот инструмент важен для руководителей образовательных организаций, так как помогает увидеть компетентностный профиль педагогического работника. Одновременно он помогает подобрать подходящие программы повышения квалификации, направленные на устранение профессиональных дефицитов.

Также важным аспектом стало обсуждение отраслевой рамки квалификаций для СПО, которая позволит классифицировать и систематизировать существующие квалификации, планировать разработку новых профстандартов и изменять действующие и влиять на формирование системы оплаты труда работников.