Духанина: Независимая оценка квалификации продемонстрировала свою эффективность для системы образования

21 мая

Независимая оценка квалификации на соответствие профстандартам зарекомендовала себя как эффективный механизм определения уровня профессионализма педагогов. Такое заявление сделала председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Любовь Духанина в ходе консультационного семинара Национального агентства развития квалификаций 15 мая 2025 года.

«Механизм независимой оценки квалификации позволяет определить реальный уровень профессионализма педагогов. Ни одна прежняя модель оценивания труда педагога не удовлетворяла необходимым требованиям: надежности, независимости, объективности и реальной оценки профессиональных компетенций учителя, а не результатов его учеников или теоретических знаний, — подчеркнула Духанина. — Именно поэтому педагоги и образовательные организации начали уделять значительное внимание процедуре независимой оценки квалификации. После трехлетней апробации данная модель продемонстрировала свою эффективность как для самих педагогов, проходящих экзамен, так и для всей системы».

Духанина также рассказала о новых профстандартах, которые будут действовать с 1 сентября 2025 года. Среди них — стандарты «Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования» и «Руководитель профессиональной образовательной организации». Разработка этих профстандартов обусловлена необходимостью обеспечить соответствие системы среднего профессионального образования потребностям рынка труда. Сегодня сфера СПО активно модернизируется: начиная с реализации проекта «Профессионалитет», вся образовательная деятельность направлена на формирование конкретных практических навыков у выпускников, соответствующих актуальным требованиям работодателей.

Председатель Совета подчеркнула, что действующие профстандарты обязательны для всех педагогических работников в части требований, предъявляемых к их квалификации, поэтому они являются важнейшими ориентирами для образовательных организаций. Именно на их основе разрабатываются профессиональные компетенции программ подготовки педагогов в колледжах и вузах.

Кроме того, Духанина упомянула о заключении соглашения с Институтом развития профессионального образования (ИРПО). Соглашение предусматривает признание результатов демонстрационного экзамена как практической составляющей независимой оценки квалификации. Принятое решение предоставляет выпускникам возможность подать заявление на прохождение теоретической части экзамена, успешное завершение которой означает полное прохождение профессионального экзамена. Подобный подход демонстрирует готовность Совета учитывать потребности рынка труда и искать эффективные решения, удобные как для работодателей, так и для сотрудников.

Полную запись мероприятия можно посмотреть в официальной группе СПК в сфере образования в ВКонтакте.