Духанина: Наставничество — отдельный вид профессиональной деятельности, и было бы неправильно вменить эту функцию каждому учителю
В школах необходимы наставники для проведения профориентационной работы и сопровождения профессиональных проб детей. Но вменить каждому учителю функцию по осуществлению наставничества было бы неправильно, заявила председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина. Первым шагом к введению должности наставника является разработка соответствующего профстандарта, рассказала она на круглом столе «Наставничество. Перезагрузка», прошедшем 22 февраля в рамках VIII Санкт-Петербургского Международного форума труда.
«Когда мы говорим о наставничестве детей, то понимаем, что это совершенно особенная образовательная культура. Наставничество не тождественно реализации конкретной образовательной программы. Эта культура не просто «внедряется», а взращивается. И для формирования ее необходимы определенные условия — зрелость социально-образовательной среды», — такую точку зрения выразила Духанина.
Она отметила, что сегодня, по данным статистики Минпросвещения России, четверо из пяти старших школьников обучаются в профильных 10-11 классах, то есть уже готовятся к освоению будущей профессии. Для осуществления их подготовки, по мнению Духаниной, необходимы наставники, готовые проводить профориентационную работу и сопровождать профессиональные пробы.
В своей деятельности наставник может опираться на содержание определенного учебного предмета, передает через знания и демонстрацию собственного опыта определенные ценности, консультирует по вопросам профессионального самоопределения, психологически поддерживает наставляемых. Но ставить знак равенства между наставником и педагогом, воспитателем, тьютором или профконсультантом нельзя, считает Духанина.
«Наставник учит оценивать границы применения того или иного знания. Он готовит наставляемого к тому, что вся его дальнейшая деятельность может выстраиваться как набор задач — управленческих, конструкторских, творческих или исследовательских. Наставническая деятельность требует уникальных технологий, а наставничество является отдельным видом профессиональной деятельности. Поэтому было бы неправильно просто вменить каждому учителю функцию наставника», — пояснила председатель Совета.
Все компетенции и профессиональные задачи наставника команда разработчиков смогла отразить в проекте одноименного профстандарта, сказала она.
Также в ходе круглого стола, модератором которого выступила заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Алла Факторович, были затронуты другие актуальные вопросы развития наставничества.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Татевик Карабекян рассказала о деятельности ведомства по поддержке наставничества. Она сообщила, что на основе выводов, сделанных по итогам реализации мероприятий Года педагога и наставника, министерство приступило к разработке Концепции развития наставничества.
Начальник отдела развития корпоративной культуры и молодёжной политики управления по работе с персоналом ПАО «Татнефть» Евгений Гаврилов поведал собравшимся о практике корпорации по мотивированию сотрудников к наставнической деятельности, выявлению и подготовке наставников.
Руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций. Ольга Клинк обратилась к теме разработки профстандарта «Наставник» и поразмышляла о стандартизации деятельности наставников. По ее мнению, стандартизация должна задавать рамку, основу для деятельности наставника, которая помогает ему самому осознать свою деятельность.
О программах по подготовке наставников рассказал руководитель направления B2G компании «Нетология» Павел Гуляев. В свою очередь, заместитель генерального директора по персоналу «РТ-Инвест Транспортные системы» Юрий Горковенко остановился на вопросах применения цифровых технологий в подготовке наставников и организации наставнической деятельности.
Также в ходе мероприятия был представлен региональный опыт оформления и продвижения наставничества. Заместитель руководителя Агентства труда и занятости населения Красноярского края Сергей Селюнин сделал доклад о системе наставничества в центрах занятости населения Красноярского края. А директор Калужского кадетского многопрофильного техникума имени А.Т. Карпова Татьяна Драницына сосредоточилась на вопросах взаимодействия образовательных организаций и работодателей при организации наставнического сопровождения студентов.