Духанина: Наставничество — особый вид профессиональной деятельности

11 мая

Современные практики наставничества дают основания для его выделения в отдельный вид профессиональной деятельности и разработки соответствующего профстандарта, заявила председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина на первом заседании Общественной рабочей группы по наставничеству Минпросвещения России 11 мая.

В своем выступлении Духанина сосредоточилась на вопросах работы над профессиональным стандартом «Наставник». Она сообщила, что члены СПК в сфере образования на последнем заседании поддержали разработку профстандарта. По ее мнению, в документе могут найти отражение три типа наставничества, которые выделяют эксперты: наставничество в сфере воспитания и социализации, наставничество по отношению к обучающимся и наставничество на рабочем месте.

«Чтобы начать выделять трудовые функции наставника, мы проанализировали большое количество описанных ведомственных, региональных, корпоративных и других моделей. Все они дают основания для выделения отдельной квалификации «Наставник». Сегодня уже есть примеры успешных практик, в которых наставничество выступает отдельным видом профессиональной деятельности. Также мы можем выделить совокупность функций, выполняемых наставником, в отдельную должность. Кроме того, есть общее мне экспертов: чтобы быть наставником, мало быть хорошим специалистом. Нужно обладать особой квалификацией и иметь желание её реализовать», — рассказала Духанина.

Другие участники обсуждения также затронули ряд важных вопросов, связанных с развитием института наставничества, и поделились практиками развития наставнических технологий.

Директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин затронул проблемы единого понятийного поля института наставничества, нормативно-правового регулирования и мотивации труда наставников. О ходе работы над профстандартом «Наставник» и запуске сообщества наставников рассказала ректор Государственного университета просвещения Ирина Кокоева. Директор Департамента производительности труда, защиты и поощрения капиталовложений Минэкономразвития России Александр Молодцов поделился опытом разработки специального трека по наставничеству и проведения федеральных и региональных конкурсов. Людмила Летникова, директор департамента  медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России, поддержала разработку профстанадрта, отметив особую заинтересованность в разработке обобщенной трудовой функции «Наставничество на производстве».

В свою очередь начальник отдела развития корпоративной культуры и молодежной политики Управления по работе с персоналом «Татнефти» Евгений Гаврилов остановился на проблеме сроков наставничества. Он отметил, что от определения сроков зависит система мотивации персонала. По его словам, в «Татнефти» сейчас действует рассчитанная на 6 месяцев система наставничества, включающая социальный и профессиональный модули. При этом научные работники, участвующие ранее в пилотном проекте наставничества в научной сфере, отметили, что для осуществления наставнической деятельности недостаточно даже года, рассказал Гаврилов.

Практикой внедрения наставничества «студент-студент» в колледжах поделилась федеральный тренер-эксперт Ассоциации тренеров Российского союза молодежи Анна Аполосова. О деятельности по популяризации наставничества рассказал заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков.

Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин поддержал проект профессионального стандарта «Наставник» и выразил готовность оказать методическую поддержку разработчикам. В то же время Ольга Рыбина, председатель президиума ассоциации «Федерация профессиональных коучей и наставников», отметив важность отделения наставничества от других «помогающих профессий», пообещала поделиться с участниками обсуждения методическим инструментарием по разделению квалификаций коуча и наставника. А заместитель генерального директора Корпоративной академии Росатома Алексей Пономаренко предложил разработать дополнительный список мероприятий на тему наставничества до конца года.

Напомним, Минпросвещения России проводит мероприятия по созданию и развитию института наставничества в рамках утвержденного указом президента Года педагога и наставника. Общественная рабочая группа по наставничеству сформирована ведомством в целях обсуждения и выработки предложений по проектам федерального закона «О наставничестве», профессионального стандарта «Наставник», развитию системы мотивации наставничества и созданию Ассоциации наставников.