Духанина: Инструменты национальной системы квалификаций позволят формировать индивидуальный профессиональный профиль педагога
В Санкт-Петербурге завершился VIII Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России». Одним из центральных событий стала сессия «Механизмы партнерства бизнеса и образования: практика и новые решения». В работе приняли участие представители Минобрнауки России, вузов, бизнеса, государственных корпораций и общественных организаций. Модератором сессии выступила председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина.
«Сегодня мы говорим именно о партнерстве образования и бизнеса. Это означает сотрудничество на равных, наличие общей цели, стремление к общему результату. Речь не об отношениях заказчика и поставщика услуги, а о движении вперед совместными усилиями. Только так можно обеспечить качественное образование и подготовить востребованного современного специалиста», — сказала, открывая сессию, Духанина.
Она отметила, что сотрудничество образования и бизнеса проходит в различных форматах. Большую роль играют федеральные проекты и государственные инициативы. Важнейшее значение имеет недавно подписанный президентом закон, позволяющий образовательным организациям открывать учебно-производственные комплексы. Это позволит еще больше усилить практическую подготовку студентов, уточнила председатель СПК в сфере образования.
Подробно остановилась Духанина на вопросе расширения представленности в образовательных организациях специалистов-практиков. Она напомнила, что в 2020 году вышло поручение главы государства обеспечить их привлечение к преподавательской работе в колледжах и вузах. Эту задачу в том числе решает и СПК в сфере образования.
Так, в рамках подготовки профстандарта «Педагогический работник высшего образования» для специалистов-практиков были определены возможные наименования должностей — «преподаватель практики», «старший преподаватель практики», «доцент практики» и «профессор практики». Сейчас в экспертных кругах идет дискуссия о возможности применения данных терминов, идет поиск вариантов, которые устроят всё профессиональное сообщество, рассказала Духанина.
Подробно проанализировал состояние интеграционных процессов в сфере образования и бизнеса заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев. «Несмотря на положительные сдвиги, в текущей ситуации темпы нашего движения оказались крайне недостаточны. Всё, что откладывалось долгие годы, сейчас должно приобрести совершенно другую динамику. Для этого нужно не просто это движение ускорить, но и снять те барьеры, которые еще остались на пути эффективной кооперации образования и бизнеса, создать дополнительные стимулы, внедрить эффективные организационные формы и механизмы кооперации», — заявил Афанасьев.
О ходе реализации федерального проекта «Профессионалитет» рассказала и.о. ректора Института развития профессионального образования Наталия Золотарева. Заместитель председателя Комитета РСПП по научно-образовательной и инновационной политике Михаил Попов, в свою очередь, остановился на вопросах подготовки кадров в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы».
С докладом о путях повышения эффективности подготовки рабочих кадров выступил ответственный секретарь Комитета РСПП по среднему профессиональному образованию, профессиональному обучению и профессиональной ориентации Руслан Гуляев.
О тенденциях развития корпоративного образования рассказал директор Корпоративного университета РЖД Роман Баскин. А директор Центра по развитию рабочих и инженерных компетенций Корпоративной академии госкорпорации «Росатом» Алексей Пономаренко сделал акцент на совместной работе корпораций, университетов и колледжей в реализации федеральных проектов и государственных программ.
Завершил выступления экспертов генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин. Отметив высокую динамику внешнеэкономических изменений, он заявил о необходимости ускорения работы по совершенствованию профессиональных стандартов. При этом, отметил Шадрин, в этом направлении уже сделаны конкретные практические шаги. С 16 октября 2022 года вступили в силу требования Минтруда России, которые позволяют существенно увеличить скорость разработки и утверждения профессиональных квалификаций.
В конце сессии гендиректор НАРК по поручению Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям вручил благодарственные письма представителям университетов-участников пилотного проекта ГИА-НОК. В число 10 вузов, чья деятельность была отмечена Советом, попал и Псковский государственный университет. На базе университета итоговую аттестацию в формате ГИА-НОК впервые прошли будущие педагоги. Профессиональный экзамен, организованный ПсковГУ совместно с СПК в сфере образования в июне 2022 года сдал 21 выпускник.
«Наш опыт показал, что интеграция в образование элементов национальной системы квалификаций позволит нам формировать индивидуальный профессиональный профиль педагогов и выстраивать процесс повышения их квалификации в зависимости от меняющегося запроса рынка труда», — заключила Духанина.