Более 800 работников образования Волгоградской области приняли участие в семинаре-совещании по внедрению профстандартов и НОК

21 мая

Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования совместно с Комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области провели семинар-совещание по внедрению профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации. Участники мероприятия, прошедшего 16 мая 2024 года, определили направления работы по интеграции профстандартов в систему управления персоналом образовательных организаций региона и развитие практики независимой оценки квалификации педагогов. В семинаре-совещании приняли участие 820 работников образования Волгоградской области — директора школ и колледжей, учителя и методисты, завучи и специалисты по кадровой работе, сотрудники муниципальных отделов образования.

С приветственным словом к собравшимся обратился заместитель председателя Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Сергей Корольков. Он отметил важность обсуждения данной темы для региона.

Председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина обратила внимание участников встречи на обязательность применения профессиональных стандартов в сфере образования. Профстандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, уточнила она. Кроме того, председатель Совета подробно рассказала об этапах перехода образовательной организации к практике применения профстандартов.


О нюансах применения профстандартов также поведала директор Центра развития профессиональных квалификаций ВНИИ труда Минтруда России Ольга Зайцева. В своем докладе она остановилась на нормативных и методических аспектах их использования в организации.

Подробно в ходе семинара-совещания были рассмотрены вопросы оценки педагогического профессионализма. Как заявила Духанина, попытки создать различные системы оценивания предпринимались и до, и после появления профстандарта, но ни одна из них не удовлетворила педагогическое сообщество.


«У каждой из них были свои сильные стороны. Но ключевая проблема, которую отмечали все профессионалы, — невозможность оценить профессионализм каждого учителя в деятельности. Ни одна из систем не отвечала ключевым требованиям: надежность, независимость, беспристрастность, возможность оценить профессиональные компетентности учителя, а не результаты его учеников или его собственные теоретические знания, возможность управлять системой образования на основе полученных данных. Единственным форматом, который смог ответить на эти вызовы, стала независимая оценка квалификаций», — подчеркнула председатель Совета.

Об опыте Красноярского края в сопряжении процедур независимой оценки квалификации и аттестации педагогов рассказала директор Автономной некоммерческой организации «Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов» (г. Красноярск) Светлана Горностаева. Из 65 учителей начальной школы 62 успешно сдали профессиональный экзамен на соответствие квалификации «Учитель (по программа начального общего образования) (6.1 уровень квалификации)». Аттестационная комиссия приняла решение о присвоении всем педагогам, успешно сдавшим профессиональный экзамен, первой квалификационной категории. По мнению Горностаевой, результаты профессионального экзамена учителей повысили степень доверия к процедуре независимой оценки квалификации как со стороны органов управления образованием, так и со стороны педагогического сообщества.

«Независимая оценка квалификации доказывает свою универсальность. Этот инструмент может являться «точкой входа в профессию» для студентов педагогических специальностей и направлений. Успешно сочетается с аттестацией. Открывает путь к постоянной актуализации образовательных программ. И является основой для разработки индивидуальных образовательных маршрутов педагогов», — заключила Духанина.