СПК в сфере образования одобрил актуализацию профстандарта «Педагог-психолог»

3 апреля

Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования одобрил возможность актуализации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Актуализацию профстандарта планирует осуществлять Московский государственный психолого-педагогический университет в инициативном порядке.

Основанием для актуализации профстандарта стали:

  • поручение Координационного совета при Правительстве РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства «О подготовке предложений по внесению изменений в Профессиональный стандарт в части дополнения его трудовой функцией по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования» (п. II.3 протокола заседания от 28 июня 2023 года №2);

  • задачи, озвученные 27 октября 2023 года, на стратегической сессии «Совершенствование системы подготовки педагогов-психологов»;

  • результаты мониторинга практики применения профстандарта на базе МГППУ;

  • замечания и предложения участников профессионально-общественных обсуждений;

  • изменения в государственной политике РФ в области образования — обновленные ФГОС общего образования, утвержденные федеральные образовательные программы, Концепции развития психологических служб в системе общего образования, СПО и высшей школы.

Команда разработчиков МГППУ отмечает, что в действующем профстандарте не включены обобщенные трудовые функции, описывающие профессиональную деятельность педагогов-психологов для дошкольного, среднего профессионального, высшего образования. Отсутствует единый подход к формированию карьерной траектории в рамках профессии в соответствии с полученной квалификацией.

Подготовка актуализированной редакции профессионального стандарта позволит:

  • расширить состав обобщенных трудовых функций профессионального стандарта с учетом построения системы комплексного психологического обеспечения всех уровней системы образования;

  • уточнить требования к формулировкам трудовых функций, действий, необходимых умений и знаний в соответствии с организацией уровневой психологической помощи по всему спектру социальных вызовов;

  • регламентировать и охарактеризовать профессиональную деятельность специалистов различных звеньев психологической службы в образовательной организации, а также управления психологической службой на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации;

  • синхронизировать требования, предъявляемые к профессиональной деятельности педагога-психолога психолога в различных сферах образовательной социальной практики, и сложившейся в России системой психолого-педагогического и психологического образования;

  • привести коды ОКВЭД, ОКЗ, ОКСО в соответствие с современными классификаторами.

СПК в сфере образования уже направил уведомления об актуализации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» Заместителю Председателя Правительства РФ, председателю Координационного совета при Правительстве РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства Татьяне Голиковой, а также Заместителю Минобрнауки РФ Дмитрию Афанасьеву.