Профстандарт «Специалист в области воспитания» обсудили на площадке РАО

16 апреля

На площадке Российской академии образования состоялось открытое расширенное заседание бюро Отделения профессионального образования РАО и Научного совета по развитию профессионального образования и обучения по теме «Воспитание в системе среднего профессионального образования». О профстандарте специалиста в области воспитания и сфере его применения в СПО рассказала председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина.

«Современный профессиональный стандарт — это многофункциональный нормативный документ. Он отвечает на два главных вопроса: «что должен уметь делать работник?» и «как он должен это делать, чтобы достичь результативности труда?». Иногда люди думают, что профстандарт утверждается для определенной должноти. На самом деле он устанавливают требования к трудовым функциям в зависимости от вида профессиональной деятельности. Это позволяет, во-первых, раскрывать особенности деятельности отдельного работника. А во-вторых, сводить в единое целое деятельность работников, связанных общей задачей. Такую задачу и решает специалист в области воспитания. В профстандарте выделяется 7 обобщенных трудовых функций — базовых квалификаций, каждая из которых соответствует определенной должности. Помимо советника директора по воспитанию это социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель и старший воспитатель, педагог-библиотекарь, тьютор», — отметила Духанина.

Содержание каждой базовой квалификации характеризуется через трудовые функции. Каждой из них соответствует определенный комплекс трудовых действий, а также комплекс знаний и умений, необходимых для выполнения этих действий. Профстандарт — это документ интегративного характера, в нем описаны квалификации, существующие не только в системе СПО. В свою очередь, в профстандарт не описывает ряд профессиональных квалификаций системы СПО, прямое назначение которых — воспитание молодого поколения. Это преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки и руководитель физического воспитания. По словам Духаниной, эти виды профессиональной деятельности в будущем могут быть оформлены в отдельные профстандарты.

Полную версию выступления председателя СПК в сфере образования смотрите здесь: https://youtu.be/mOSfPUxz7x4?t=5107

Также на мероприятии прозвучали доклады:

  • «Воспитание профессионально-значимых качеств студентов СПО» — Блинов Владимир Игоревич, член-корреспондент РАО, директор Научно-образовательного центра развития образования Дирекции НТиЦР Института ВШГУ Президентской академии
  • «Трансформация системы среднего профессионального образования: экосистемный подход» — Боровская Марина Александровна, Президент Южного федерального университета, член-корреспондент РАО
  •  «Взаимодействие семьи и профессиональных образовательных организаций системы СПО - слагаемые успеха в подготовке кадров» — Демин Виктор Михайлович, Центр развития высшего и среднего профессионального образования РАО
  •  «К вопросу о культурно-творческом воспитании в системе СПО» — Золотарева Наталия Михайловна, советник Министра просвещения Российской Федерации, президент Союза директоров ССУЗ России, заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по воспитанию и просвещению
  • «Практики и методики внедрения программы воспитательной работы Движения Первых» — Прокохин Владимир Александрович, руководитель дирекции по взаимодействию с научными центрами Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых»
  • «Профессиональное воспитание в колледже: концептуальные основы и практическая реализация» — Журавлев Игорь Валерьевич, директор ФГБОУ ВДЦ «Смена».